Сегодня – день памяти Галины Вишневской

Год назад не стало Галины Вишневской, обладательницы уникального лирико-драматического сопрано, певицы, которую называли не иначе как королевой оперной сцены. Женщина поразительной силы характера, Вишневская прожила жизнь, лишений и трудностей в которой хватило бы на несколько. Блокада, личные потери, изгнание. Но и поражения она умела превращать в победы. Центр оперного пения, организованный Галиной Вишневской после возвращения на родину, занял заметное место в культурном ландшафте страны и мира.
«Музыка должна высекать огонь из людских сердец» – это девиз Галины Вишневской. Актрисы, перевернувшей, прежде всего, представление об оперном искусстве. Она не просто великолепно пела Аиду, Татьяну, Тоску, Мадам Баттерфляй, создавала драматический образ.

Маквалу Касрашвили в подражании Вишневской обвиняли не раз. Для неё такие сравнения были лишь честью. Галину Павловну называет примером, примадонной, королевой.

«Она очень ответственно подходила к своим ролям, – говорит Маквала Касрашвили. – Она готовила образ, думала о костюмах. Даже если художник ей предлагал какое-то своё видение её героини, она вносила всегда свой взгляд и побеждала в этом».

«Меня закалила жизнь, и я должна выйти победительницей!», – писала Галина Вишневская. Пережившая в юности блокаду, смерть близких, туберкулёз. Её – певицу областной филармонии без специального образования в 52-м – взяли в Большой. Где она блистала два десятилетия. И где слагали легенды об её красоте, принципиальности, смелости и твердости. Но Александр Сокуров Вишневскую характеризует как «очень легкую по душе».

«Это был человек поразительной чести, каких в России сейчас мало», – отмечал режиссер. Именно её он выбрал на главную роль в своем фильме «Александра», который снимали в Чечне.

«Вишневская в первую очередь – большая, настоящая драматическая актриса, а потом уже великая певица, – говорит Александр Сокуров. – Это абсолютно не характерно для русской сценической судьбы. У нас обычно или голос, или формат груди. А дарования нет. А она – великая актриса!»

Галина Вишневская пела в Ла Скала, Метрополитен-Опера, Гранд-Опера. Но самым дорогим для неё оставался Большой. Оказывается – всё, что здесь связано с ней – могло не уцелеть после 74-го.

«Был приказ: распорядились – всё, что касается Вишневской должно быть уничтожено, – вспоминает директор музея Большого театра Лидия Харина. – То есть, уничтожены вырезки, фотографии. Дали срок, за этот срок работники музея предметы эти убрали, но не уничтожили, поэтому мы имеем возможность сейчас видеть».

Тяжелое и вынужденное решение уехать из родной страны они принимали вместе – Галина Павловна и Мстислав Леопольдович. Союз – Вишневская/Ростропович – называли уникальным всегда. 50 лет они шли рука об руку.

«Мама говорила, что после того, как она один раз попробовала петь с Ростроповичем, она не могла больше петь ни с одним пианистом, – рассказывает Ольга Ростропович. – Интересно, что после того, как ушел папа – мама очень часто стала слушать их записи вместе. Чего она никогда не делала раньше. И она всегда восхищалась: “Как он играет на рояле! Боже, какой он музыкант!” Я ей: “А что ж ты раньше не говорила ему?” – Не говорила. А сейчас скажу!».

Она ушла со сцены, когда посчитала нужным. И тут же стала мечтать о своем Центре оперного пения. В прошлом году праздновала его десятилетие. До последних дней учила и работала здесь. Верила – русская вокальная школа самая сильная. Вот только до сих пор о многих партиях говорят: лучше Галины Вишневской никто их не исполнит.

Памяти Галины Вишневской смотрите сегодня в 20.05 документальный фильм «Любовь с антрактами».

Видео
Новости культуры 
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе