Точные оценки даны исполнителям. Рихтер «носитель высокого артистизма и музыкально-нравственного авторитета», занимает место, по объему сравнимое с композиторами. Но не включен Виктор Мержанов, который в 1945 году решением жюри разделил с Рихтером первую премию на Всесоюзном конкурсе. Время — вещь несговорчивая.
Даны характеристики и дирижерам. Гергиев перекликается с Тосканини — оба держат большой тонус оркестра, но Гергиев «не особенно концентрируется на деталях». Владимир Спиваков «высокую классику исполняет в академичной, гладкой, несколько скованной (несмотря на яркие внешние проявления артистизма) манере»…
Есть обстоятельные статьи «рок-музыка» и «поп-музыка». Фрэнк Синатра стоит как раз между «Симфонией 1000 участников» Малера и великим дирижером Джузеппе Синополи. Впервые академический словарь дает исчерпывающие определения некоторым трудным терминам: «китч», «постмодернизм», «мюзикл».
Особая доблесть автора — стостраничный хронограф шедевров (1901—2000). По нему видно, что за год в мире появлялось от 40 до 70 выдающихся произведений. Абсолютное их большинство у нас не исполнялось. Так жили, да и живем…
Наталья Зимянина
Новая газета