Школам искусств «подновят фасады»

Новый законопроект не вызовет в стране взлета культуры

В  начале марта деятели культуры, обеспокоенные положением художественного образования в стране, написали открытое письмо президенту. Уважаемые мэтры (среди которых Владимир Спиваков и Николай Петров) обратили внимание главы государства на «вопиющую некомпетентность Минобрнауки, которое предпринимает все, чтобы от лучшего в мире творческого образования ничего не осталось». Госдума ответила на открытое письмо двумя законопроектами, которые скорее декорируют проблемы художественного образования, чем их решают. Так, документ, направленный на «закрепление правового статуса и основ функционирования детских школ искусств», не вносит в статус ДШИ никаких существенных изменений.

Законопроект «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образовании», который находится на рассмотрении в Совете Федерации, вводит в деятельность ДШИ понятие «предпрофессионального образования в области искусства». Фактически детские школы искусств сейчас занимаются двумя видами деятельности: общеэстетической подготовкой детей — когда не предполагается, что выпускник ДШИ продолжит образование в сфере искусства; и предпрофессиональным образованием будущих музыкантов, танцоров или живописцев. Теперь этот второй вид деятельности школ получит законную форму. Это значит, что те в среднем 15% учащихся, у которых педагоги выявят особые способности, смогут получить свидетельство государственного образца об освоении предпрофессиональных образовательных программ. А получив, могут спокойно положить его на полку, потому что для поступления в творческие училища и вузы достаточно аттестата из общеобразовательной школы.

По-настоящему важное нововведение, которое предлагается законопроектом, — то, что у ДШИ появятся документально оформленные предпрофессиональные образовательные программы, требования к которым будет устанавливать Минкультуры по согласованию с Минобрнауки. Начиная с 1992 года, когда был принят ФЗ «Об образовании», ДШИ работают по примерным программам и учебным планам. Существенный недостаток примерных программ в том, что их в отличие от тех программ, которые утвердило государство, органы власти не обязаны оплачивать на 100%. Так что со вступлением в силу нового закона муниципалитеты, к которым в основном относятся ДШИ, будут обязаны оплачивать подготовку одаренных детей.

Пока что ДШИ работают так: у них есть примерные программы и примерные перечни необходимого оборудования, которые не являются официальными документами, а значит, муниципалитеты не обязаны ни покупать приличные инструменты, ни платить за все предметы образовательной программы. Например, музыкальной школе вместо необходимых дорогих (то есть хороших) импортных роялей и баянов могут предложить дешевые отечественные «дрова». А чаще — ограничиться стульями и партами. Аналогично власти города или поселка могут отказаться оплачивать преподавание, на их взгляд, недостаточно важного предмета, из примерной программы: хор, сольфеджио или музыкальная литература.

С введением нового закона детей, обучающихся по предпрофессиональной программе, можно будет более-менее обеспечить инструментами и учебными часами. Остальных 80–85% учеников ДШИ нововведение не коснется. Вопрос с зарплатой педагогам (которые обучают не только будущих гениев, но и обычных детей), ремонтом зданий и др. по-прежнему открыт.

Главные проблемы ДШИ, о которых говорят эксперты, — скудное финансирование и нежелание Минобразования разбираться с проблемами культуры. Именно по инициативе Минобразования, которому ДШИ были переданы из ведения Минкультуры в 1992 году, их отнесли к учреждениям дополнительного образования — наравне с кружками, студиями и секциями. Это решение и лишило большинство ДШИ высокого статуса, типового положения, образовательных программ, необходимых учебных часов, бюджетных денег, социальных гарантий преподавателям и т.д. Если бы управление школами искусств можно было вернуть Минкультуры, педагогам не пришлось бы объяснять начальству, почему затраты на обучение в их заведениях дороже, чем в обычных школах и вузах.

От индивидуального обучения в ДШИ по-прежнему никуда не деться: даже в Минобре пока не придумали способа одновременно учить игре на рояле класс из 25 человек. Такая, казалось бы, простая вещь не вкладывается в стройные унифицированные схемы Минобразования. Но пока что-то не изменится на уровне министерств, пока Минобрнауки не признает особый статус образования в искусстве, никакие «косметические» законы не будут в состоянии переломить тяжелую ситуацию с ДШИ.

Михаил Шиянов

Московские новости
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе