Театр начинается… после работы

Зачем рыбинцам театральная студия для взрослых.

Четыре дня шли прослушивания в студию рыбинского «Хорошего театра». Однажды сразу 30 человек пришли показать себя.


Что влечет горожан на сцену? Пытаемся ответить вместе со студийцами – участниками театральной студии «Хорошего театра», которая действует уже третий год.



Встреча с самим собой

Для человека в зрелом возрасте выбор хобби — шаг осознанный и даже где-то жертвенный. Когда быт устоялся, когда все выверено по минутам, выделить время на курсы – почти подвиг. И человек ради любимого дела теснит привычные дела, отрывая время и силы от семьи, обделяет детей, друзей и пожилых родителей. И вместо сна или отдыха в горячей ванне идет куда-то в дождь или мороз.

Согласитесь, мотивация для такого должна быть железной. Тем более когда это «для души», а не «для пользы» — не спорт и не кулинария, например. Рисование и театр многие прагматики назовут блажью, бесполезным делом. А наши герои назовут отдушиной.

— Многие из моих знакомых не поверят, но я совершенно не умею расслабляться, забывать о работе. Не поверят потому, что внешне я позитивный общительный человек, у меня немало хобби. Но вот лежу я на йоге. Мне говорят — расслабьтесь, представьте себя в лесу. А я не могу: в голове крутятся рабочие отчеты, проблемы, документы. А в театральной студии получается: я моментально переношусь в эту рощу, даже запах листвы начинаю чувствовать. Я по жизни в коробочке, этакий «человек в футляре». И только в театральной студии встречаюсь с собой настоящей, — рассказывает Ирина, работник государственного ведомства (имя изменено по просьбе героя).

Раскрепощение, перевоплощение – за этим многие идут в театральную студию. Рутина надевает на нас панцирь, задвигает чувства на «потом», которое никогда не наступает. А в студии чувства приходится доставать, проживать. Получается своеобразная групповая психотерапия.

— Я всегда говорю – надо не играть, а жить на сцене. Есть такое упражнение: студийцы собираются в круг и рассказывают про себя истории – веселые и грустные. И подчас такие исповеди тут звучат, что ой. Слезы на глазах у многих, — рассказывает педагог Николай Шишигин, основатель «Хорошего театра».

Студию для детей Шишигин создал в Рыбинске сразу, как переехал к нам в город – в 2014 году. А вот взрослых набирает на обучение всего третий сезон. И не жалеет: взрослые замотивированы, с ними выстраивается плодотворная работа. «Как и дети, они стремятся к похвале педагога», — говорит Николай.

Сначала рыбинцы не спешили в студию, занимались всего 5-6 человек. А на третий год существования пришлось устраивать кастинг – так много желающих оказалось.

Спектакли со студийцами вошли в репертуар «Хорошего»: в «Докучных сказках» и «Высоцком» начинающие актеры уже блистали на сцене перед рыбинской публикой.



Помощь в профессии

Если совсем упростить, то работа актера – это вживание в роль и выступление. Многие студийцы не выступают вообще, ограничиваясь упражнениями и этюдами, и даже не стремятся на сцену.

Так, экскурсовод Анастасия Жукова звездой стать не мечтала, а пришла в студию, чтобы развить нужные для работы навыки: умение пользоваться голосом, говорить долго, интересно и без устали, выразительно и артистично рассказать о родном городе.

— Самые ценные упражнения для меня – на дикцию, на правильное дыхание. Я по работе много говорю, голос очень устает, а в студии меня учат делать это не на связках, а диафрагмой. После упражнений голос становится уверенным, не дрожит, не пищит, — рассказывает Настя. – И в целом после занятий в студии настроение повышается. Очень смешит меня артикуляционная гимнастика: когда я делаю ее перед зеркалом, лучше, чтобы в этот момент меня никто не видел. И компания там подобралась отличная: мы делимся довольно личными переживаниями, поддерживаем друг друга. Мы уже стали приятелями, единомышленниками.

Не зря говорят, что взрослые люди циничны. Фантазия, воображение у людей с возрастом, кажется, совсем исчезают. А умение погрузиться в роль, ощутить своего героя, влезть в его шкуру – основа актерской работы.

— Многие взрослые уверены: ты актер, если выучил слова и не постеснялся их проговорить на сцене. Но это не так, — говорит Николай.

Студийцам пришлось немало потрудиться, влезая в чужую шкуру.

— Однажды мне дали монолог подростка – слова и выражения, чуждые мне, я так не говорю, — вспоминает Ирина. — Как запомнить несколько страниц текста, который не нравится, не близок, не интересен? Педагог поработал со мной, помог, объяснил, как взяться за монолог. Я справилась.

Есть и неудачные попытки посещать студию, к примеру, когда человек пришел «звездить», а учиться не готов.

– Некоторые ждут, что у нас тут феерия и вечный праздник. Но костюмы красивые – платье принцессы, например, — мы тут с порога не выдаем. Есть поговорка: «Сначала актерчик – потом костюмчик». Мы следуем этому правилу, — подчеркивает артист.

…Сегодня студия набрала новый курс, педагоги готовят для своих учеников новый проект. Но это пока секрет.


Автор
ЮЛИЯ ГАЛАНЦЕВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе