Тихая грусть села Осенева

Сельские храмы, стоящие на самых высоких красивых местах, являются характерным признаком русской жизни. Это замечательный, неповторимый образ милой сердцу России. Но безжалостное время и, главное, безразличие людей могут привести к потере большого числа сельских храмов, и потерю эту уже невозможно будет восполнить.

Первое ярославское село, которое встречает путник, направляющийся по автомобильной трассе из Иванова, Владимира, Нижнего Новгорода, – село Осенево Гаврилов-Ямского района. Подъезжая к этому селу, я каждый раз жду того момента, когда вновь увижу стройную колокольню церкви. Она появляется вдали среди просторов полей, как тонкая игла, упирающаяся в небо. Взору открывается прекрасный русский пейзаж, от вида которого на душе становится светло и радостно. Колокольня притягивает к себе и не даёт отвести взгляд.

Когда подъезжаешь ближе, охватывает разочарование и уныние от вида полуразрушенной церкви, от покосившихся скелетов, оставшихся от глав. Да и сама колокольня на глазах разрушается, потеряв только за последние несколько лет металлическое покрытие главы и великолепного высокого шатра. Почему же вид этой колокольни, украшающей село и всю округу, так сильно волнует людей? По-видимому, потому что она необыкновенно изящна, стройна и красива. Именно осеневская колокольня, беспокойство за её дальнейшую судьбу подтолкнули меня к тому, чтобы узнать прошлое села.

Историки предполагают, что это поселение существовало до татаро-монгольского ига. В связи с постройкой церкви Казанской Божией Матери в 1783 году Осенево получило статус села. Происхождение его красивого названия приписывается либо осиновому лесу, росшему вокруг, либо тому, что оно произошло от слова «ось». У купца, едущего на ярмарку, именно здесь сломалась ось колеса. Но более вероятным является происхождение названия от слова «осень», так как в этом месте издавна проводилась большая осенняя ярмарка.Первое документальное упоминание села относится к XVI веку. В XVII – XVIII веках Осенево – центр округа, второй торговый центр после Великого. Позднее село являлось волостным центром, и в 1914 году в нём насчитывалось 2240 жителей, располагались 32 торговые лавки, трактир, чайная, постоялый двор, почтовая станция.

В 1932 году церковь закрыли, демонтировали купола, сняли малые колокола и сбросили большой колокол весом 412 пудов. Старожилы говорили, что земля застонала от удара колокола, который раскололся. Люди плакали. Мне захотелось найти тех, кто помнит далёкое прошлое. Одна из местных жительниц подсказала, где находится дом старожила этого села бабы Клавы. На мой вопрос, помнит ли она что-нибудь о своей церкви, бабушка ответила: – Да чего я помню? Мне ведь восемьдесят девять годов! Но всё-таки постепенно она начала вспоминать и даже разговорилась: – Помню, как колокола сбрасывали, они прямо в землю ушли. А какая была церковь богатая! Иконы были большие. Помню Пасху, мне двенадцать лет было. Мать сказала идти домой, а мы ночью на колокольню лазали. А как большой колокол звенел – земля дрожала! Очевидно, почувствовав во мне заинтересованного слушателя, она стала говорить о своей жизни: – Трудно живём в деревне. У кого пенсия, тот ещё кое-как сводит концв с концами, а остальным совсем плохо. Вот внук уже несколько месяцев ни копейки не получал. Расплатились с ним телёнком, вот и кормим теперь бычка. А что толку, через год только мясо будет.

Я встретился с бывшим председателем колхоза Константином Фёдоровичем Родионовым, три десятка лет возглавлявшим его. Константин Фёдорович неохотно говорит о теперешней жизни села – это для него очень больная тема. Большинство колхозников продали свои паи в семь гектаров городским скупщикам за смехотворные деньги – 24000 рублей за пай! Скупленные земли не обрабатываются. В селе ещё теплится школьная жизнь в двухэтажном здании, построенном в 1912 году. Как рассказала Ирина Михайловна Тощигина, проработавшая директором 29 лет, с нового учебного года школа станет начальной, потому что некого учить, да и в начальных классах будет только 6 учеников. Совсем недолго поговорив с простыми сельскими людьми, понимаешь, как тяжело живётся в деревне. А мимо по шоссе, блестя лакированными боками автомобилей, проносится другая, непохожая, городская жизнь. Правильно кто-то сказал, что у нас город и деревня – два разных государства.

С невесёлыми мыслями я ещё раз посмотрел на село, где ничего не обновлялось многие годы. С десяток старых двухэтажных кирпичных домов и сегодня являются украшением. Сколько гневных слов было сказано, сколько бичующих статей и книг написано о том, что предыдущая власть сделала по искоренению религии, обезглавив или разрушив почти все сельские храмы. А что мы видим сегодня? Разрушение продолжается. Что же ждёт впереди осеневскую колокольню, неужели и она исчезнет? В это не хочется верить. Обычно восстановление храмов происходит тогда, когда находятся влиятельные люди, выходцы из тех мест. Именно они дают толчок в деле реставрации храмов. Можно вспомнить фамилии известных людей села, таких как Галкины, Кондрашовы, Кругловы, Максимычевы, Огородновы, Родионовы, Зунтовы. Хочется выразить надежду, что потомки этих людей не останутся безразличны к судьбе своего села. Кстати, не чужой человек для Осенева и известный космонавт, глава Ростовского района Валерий Иванович Токарев, который свои детские годы провёл в этом селе, окончив здесь восьмилетнюю школу.

Остаётся ждать, когда найдётся человек, у которого защемит в груди, комок подступит к горлу, и он, глядя на село, скажет: – Всё, так жить нельзя! Таких людей немного, но они есть. Вот тогда и начнётся возрождение. Только бы колокольня до этого времени достояла! Через год Ярославль будет встречать гостей на своё тысячелетие. При въезде в область вид первого же ярославского села может кого угодно покоробить.


Северный край
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе