Цирковой фестиваль «Идол-2024»: искусство вопреки

Событие, которое в эти жаркие июльские дни разворачивается в Большом Московском цирке можно охарактеризовать одним словом – «вопреки»: вопреки расстоянию, вопреки политической ситуации, вопреки боли, а порой даже и смерти.

Но во имя любви – любви к цирковому искусству! 20 июля на манеже крупнейшего цирка Европы состоялось гала-шоу в рамках Всемирного фестиваля циркового искусства «ИДОЛ-2024», включавшее в себя дневное и вечернее представления с участниками предыдущих двух дней фестиваля. В дневные часы зрителей поражали своим мастерством участники программы «А», вечером – артисты программы «Б». Ведущими всего фестиваля были – бессменный ведущий, народный артист Российской Федерации, генеральный директор Большого Московского цирка – Эдгард Запашный и российская актриса театра и кино, ведущая – Яна Кошкина.


Открывалась каждая программа эпичным спуском золотого идола из-под самого купола цирка на соответствующий золотой постамент в центре манежа, как символ того самого заветного приза, за который будут бороться артисты из 17 стран мира.

И надо сказать, что борьба развернулась совершенно сумасшедшая! Каждую из программ открывали скоростные номера: Нилсон Эскобар из Перу демонстрировал чудеса жонглирования совершенно разными предметами, а акробатическое трио на роликах «Нистров», представляющее сразу 4 страны (Германия, Италия, Испания, Португалия), поражало своей грациозностью и силой в этом безумном танце.


Определённая логика была и в закрывающих программы номерах: на правах хозяев финальную точку ставили акробаты на подкидных досках под руководством Алексея Зарипова, а также Анастасия и Андрей Корниловы-Дементьевы со своим зрелищным аттракционом «На слонах вокруг света».


Каждого артиста в каждой программе зрители поддерживали горячо, бурно, с восторгом и аплодисментами.

– Высшей похвалой для каждого из нас является факт вставания зрительного зала, когда мы с вами в конце номера можем поаплодировать стоя, – рассказал зрителям Эдгард Запашный, а также озвучил мысль для размышления: Найдутся ли сегодня такие номера, которые поднимут зрительный зал?

Немного забегая вперёд, отвечу: да, все номера удостоились такой чести.


Как и в любом соревновании, крепость нервов играет одну из главенствующих ролей, но прелесть циркового искусства как раз и заключается в её честности и полной открытости: всё происходит здесь и сейчас, обмануть невозможно, ставки высоки. И, конечно, несмотря на запредельные возможности каждый из выступающих всё равно человек, способный совершать ошибки. Вот и на гала-шоу не обошлось без неточностей: жонглёр из Перу дважды не справился с предметами, но, надо отдать должное, со второй попытки выполнил сложнейшие трюки, а воздушный гимнаст из КНДР дважды сорвался с сальто и винтов на натянутую в качестве страховки сетку. Но зал, как это часто бывает в спорте, абсолютно не радовался промахам конкурентов: все безумно переживали и поддерживали, как могли.

И кто бы что не говорил, настоящий цирк – это цирк с животными! На манеже впервые за долгую историю Большого Московского цирка под руководством Рустама Газаева появились настоящие канадские бизоны – красавцы-гиганты, которые в момент своего появления сорвали дружное и восторженное «Ах!» На первый взгляд, крупные и неповоротливые животные околдовали каждого в зале своей грациозностью, скоростью и сложнейшей командной работой.


Равно, как и слоны, поразившие воображение своими умениями: стойками на передних ногах и на голове, умением балансировать на шаре, стоя на нём на четырёх ногах одновременно, своей силой, абсолютным чувством расстояния и прекрасным музыкальным слухом. Отважные наездники на лошадях под руководством Якова Экка вызвали целую бурю восторга у зрителей. И не удивительно – это ведь наши соотечественники, любимцы публики, мастера высшего разряда. К слову сказать, в этом номере на манеже появились и полноценно выступили Эльза и Стефания Запашные. Ну и, разумеется, куда же без хищников: дрессировщик из Гватемалы Карлос Брешиани показал высший пилотаж в клетке со львом, львицами и тиграми. Мало того, что он был в клетке один почти с десятью хищниками, так ещё и в руках ничего не держал, кроме, пожалуй, флакончика с водой, которым он и пользовался, как указкой для животных. Несколько раз сердце замирало, и в воздухе повисало напряжение, когда тигры угрожали отважному дрессировщику, но человеческая психология брала каждый раз верх. Все животные во всех номерах просто светились от ухоженности, заботы, любви и абсолютного взаимопонимания и доверия. Сложно было не заметить, как каждое из этих животных радовалось аплодисментам и с удовольствием выполняло все трюки – истинные артисты!

И, пожалуй, доверие в цирке – это основа, которая не только даёт потрясающий результат, но и от которой напрямую зависит жизнь артиста. Кто, как не воздушные гимнасты и акробаты, могут написать об этом целую повесть? В их руках и ногах жизни – своя и партнёра. На таком крупном фестивале выступают только лучшие из лучших, а значит и речи нет ни о какой страховке – артисты идут на риск. Это были номера, на которых зрители боялись дышать – настолько сильно переживали за происходящее! Чего только не увидели зрители в этих программах: и стрельбу из арбалета в воздухе в исполнении Анастасии Демидовой (Казахстан), и трогательную историю от воздушной гимнастки в кольце Александры Кедрович (Польша), и интернациональные дуэты, и Вьетнамский квартет, и летающих под куполом цирка представителей КНДР – совершенно уникальное зрелище!


К слову сказать, в этот день польская воздушная гимнастка отпраздновала свой день рождения, с чем её оглушительно поздравили все присутствующие! Да и сама Александра преподнесла себе чудесный подарок своим выступлением: она однозначный фаворит в борьбе за главный приз фестиваля.

Жёсткая борьба развернулась не только в воздухе, но и на земле: здесь схлестнулись эквилибр на руках (Болгария), номер «Шесты с флагами» (Китай), групповой каучук на ховербордах (Монголия), уже упомянутые акробаты на подкидных досках (Россия) и акробаты на роликах (Германия, Италия, Испания, Португалия), икарийские игры с подкидной доской (Эфиопия), акробатическая хип-хоп группа (Филиппины), «Баланс с чашами на голове» (Китай). За лёгкостью, плавностью и отточенностью движений практически невозможно разглядеть адского труда, вложенного в сложнейшие трюки. Невозможно себе вообразить, что, например, девочкам из номера «Баланс с чашами на голове» всего лишь 16, 14 и 11 лет – это кажется сумасшествием, но это реальность!


А теперь внимание, вопрос: что не даёт зрительному залу взорваться от напряжения и эмоционального накала? Разумеется, клоунские репризы! Весёлые клоунские дуэты из России и специально приглашённый, всемирно известный клоун из Италии Дэвид Ларибле возвращали зрителей из мира переживаний в мир улыбок, смеха до слёз и искренней, человеческой радости. Все репризы проходили весело и задорно – равнодушных не было. Про Дэвида Ларибле хочется сказать чуть больше: он дважды выходил в манеж и каждый раз уходил при целиком стоящем зале – невероятный успех! Зрители умирали со смеху, причём и взрослые, и дети: кто-то сползал под кресла, кто стоял – сгибался пополам. Совершенно точно можно сказать, что Дэвид Ларибле не случайно выиграл все цирковые конкурсы и фестивали, в которых принимал участие – он, действительно, артист с большой буквы!


За каждым участником стоит длинная история: история преодоления, достижения, триумфа и провалов – целая жизнь ради любимого дела, ради аплодисментов. Но, несмотря на такие разные судьбы, всех этих людей объединяет одно – любовь, любовь к цирку, потому что именно она даёт силы жить вопреки – вопреки всему миру, вопреки обстоятельствам. И в субботу, 20-го июля на манеже царила аура любви, сплотившая людей, сплотившая мир, сотворившая обыкновенное чудо!


Автор
София БРАНЧУКОВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе