Тут вам не Индия

Новости книжного рынка и электронного книгоиздания от Владимира Харитонова.

Итоги 2018 года по версии Книжной палаты и в годовых отчетах коммерческих платформ самиздата — читайте об этом в очередном выпуске нашей постоянной рубрики «Книги, деньги, восемь битов», которую ведет Владимир Харитонов.



И никакого вам импортозамещения

Наконец-то появилась статистика производства книг в России в прошлом году. Свои данные опубликовала Российская книжная палата и основные платформы самиздата. Угадайте, кто с большим оптимизмом смотрит в будущее?



Вниз по лестнице, ведущей вниз

Вы же слышали, что всем мамам в родильные дома приносят бесплатные наборы книг для их только что родившихся деток? Даже мамам-экспатам приносят — книжки на английском. А то вырастет чадушко, а ему читать нечего. Непорядок. Перед школой другой набор дарят. Не слышали? Это потому что вы не в Дубае.

А детям из малообеспеченных семей в школах на их телефоны (семьи, конечно, бедные, но за смартфон дитя удавится, так что почти у всех есть) ставят читалку для чтения детских книг. Читалку разработала главная публичная библиотека страны, а книги лицензировали крупнейшие издательства. Для детей всё бесплатно. Государство потратило несколько сот миллионов долларов, и еще благотворительные фонды помогли. Не слышали? Это потому что вы не в США.

Каждому книжному магазину в столице мэрия выделила по 50 тыс. долларов в прошлом году, чтобы было, где книги покупать. Правда, это в китайской столице.

А НДС-то на книги — 0%! Но мы же не Ирландия, Норвегия, Великобритания или какая-то там Индия.

Ну, а поскольку мы не где-то там, а именно что тут, то государство у нас устраивает конференции, посвященные поддержке чтения. Весьма полезные, в сущности, мероприятия. У которых есть свой понятный результат.


На графике зелеными столбиками — общий тираж выпускаемых в России книг и брошюр в тысячах экземплярах. За год отсчета я взял 2008 год, который, несмотря на начавшийся тогда кризис, стал, наверное, самым успешным для российского книгоиздания в XXI веке. Тогда напечатали 760 млн экземпляров. В прошлом году — в 1,76 раза меньше, чем в 2008-м. И на 8 % меньше, чем в предыдущем, 2017-м. Тогда казалось, что вот оно, ура, дно пройдено! Но это была не весна, а просто министерство просвещения нашло денег, чтобы заплатить издательству «Просвещение» за экстраординарный тираж учебников. Спасибо родному государству, что не оставляет детей без бесплатных учебников, а родное издательство — без денег. Такая целевая поддержка чтения хороша всем, кроме того, что не касается ни остальных издателей, ни прочих читателей.

Хорошо еще, что издательства умудряются сохранять свои каталоги — ассортимент даже вернулся на уровень 2012 года. Но при сокращающемся общем тираже, очевидно, сокращается и средний тираж, то есть то количество читателей, которое прочитает вот эту вот конкретную книгу.


Светло-зеленые столбики — средний тираж издания в стране, темно-зеленые — средний тираж собственно книги (а не брошюры, которая, конечно, тоже книга, но совсем уж маленькая). Чтобы вы понимали, с чем сравнивать: в начале века, то есть в 2001–2003 гг., средний тираж издания составлял 7 700–8 700 экземпляров. Нынче же в 2 раза меньше. Сократился не только средний тираж, но доля бестселлеров на книжном рынке. Издания с самыми большими тиражами — больше 100 000 экземпляров — составляют меньше 1/10 % от всего ассортимента. И вот на эти бестселлеры приходится теперь примерно такой же общий тираж, сколько и на издания, которые выходят небольшими тиражами (меньше 1 000 экз.). То есть книги, которые издают совсем маленькие независимые и университетские издательства (средний тираж научного издания ведь тоже смехотворный — 365 экземпляров), издаются примерно тем же тиражом, что и бестселлеры. Такие мелкотиражные издания занимают бóльшую часть всего российского ассортимента. Уверен, что и лучшую его часть. Впрочем, мы тут не про качество, а про количество.

А количество сокращается. Примечательно, что в прошлом году самые издательские холдинги страны — «Большое ЭКСМО» и «Просвещение» — настиг общий спад индустрии: если ты такой большой (а общий тираж книг «Большого ЭКСМО» больше ¼ всего российского тиража), то общая болезнь становится твоей собственной. Ассортимент и тиражи выпускаемых ими книг не только не выросли, но даже сократились! У «ЭКСМО» — на 3 и 6 %, соответственно, у «Просвещения» — на 6 и 15 %. На доходах их владельцев, впрочем, надеюсь, это не скажется, и рост цен на книги сумеет скомпенсировать сокращение производства. Только на него и надежда.

Падает, впрочем, далеко не всё. Если взять для сравнения тот же 2012 год, то окажется, что в двух категориях книг количество выпускаемых изданий расширилось, а тиражи даже подросли. Это научно-популярные издания (+37 % в ассортименте и +17 % в тираже) и, конечно, детская литература, чей ассортимент вырос за семь лет почти в полтора раза при примерно том же общем тираже. Что бы там ни говорили, а взрослый читатель заботится о своих детях, а заодно пытается в меру своих возможностей узнать о мире что-то новое. Именно в меру возможностей, поскольку научное книгоиздание как таковое сокращается (–10 % в ассортименте и –16 % в тиражах). Примечательно, что и художественная литература не пользуется таким спросом, как раньше. Даже несмотря на то, что романов выходит больше (ассортимент художественной литературы вырос на ¼), но общий тираж сократился на 1/3.

И еще одна категория изданий весьма заметно выросла за последние годы — это переводная литература. За семь лет ее ассортимент вырос с 11 до 14 %, а общий тираж — с 12 до 17 % от общего тиража российских издателей. Переводы традиционно популярны в России не меньше, чем с XIX века, но заметный рост их относительной доли связан, к сожалению, с тем, что при относительно большом тираже оказывается проще купить лицензию на какого-нибудь американского или английского автора и заплатить переводчику, чем выращивать местного автора. Популярного с некоторых пор в наших краях импортозамещения в книжной индустрии, извините, не получается.



Неучтенная индустрия

Традиционное книгоиздание и официальная статистика, впрочем, уже давно охватывают не весь книжный мир. И сами-то издатели грешны, не слишком дисциплинированно выполняя свои обязанности перед государством и присылая обязательные экземпляры в книжную палату для учета и основные библиотеки страны. Сам знаю несколько отличных издательств, которые в гробу видали все эти библиотеки, потому что тираж маленький и лишаться заметной его части просто обидно. Так что не исключено, что какая-то (какая, интересно?) часть публикуемых в России книг просто не учитывается в официальной статистике. Сама же Книжная палата, свято блюдя закон, учитывает только опубликованные тиражи, то есть закрывает глаза на книги, печатающиеся по требованию (один экземпляр не тираж), и на электронные книги. А тем более — на книги, которые вообще как бы не книги, а просто «тексты в интернете».

Тем временем известные коммерческие платформы самиздата тоже опубликовали итоги своей деятельности за прошлый год. Сервис Rideró отчитался о том, что теперь у него 260 тысяч зарегистрированных авторов, что в 1,5 раза больше, чем в 2017 году. И в полтора же раза больше в прошлом году опубликованных книг — почти 22 тысячи. Общий (печатный и электронный) тираж сервиса — больше 360 тыс. Не много, но вполне на уровне среднего российского издательства. И есть даже бестселлеры. Любопытно, что в основном тренде среди клиентов Rideró — нон-фикшн: 35 % всех книг — научно-популярная литература и то, что Книжная палата любовно называет «издания для широкого круга читателей». Литрес. Самиздат вряд ли может похвастаться таким же размером клиентуры. Из их «годового отчета» нельзя понять, сколько именно авторов пользуются их сервисом, но 10 тыс. опубликованных книг и почти 520 тыс. проданных экземпляров впечатляют. Rideró обогнало по ассортименту «Большое ЭКСМО» еще в 2017 году, Литрес.Самиздату это, видимо, предстоит в наступившем.

Кажется, впрочем, что эти писатели и продажи их книг — только верхушка довольно приличного айсберга той литературы, которая научилась монетизироваться самостоятельно, без розничных продаж, но с оплатой авторам за продолжение их бесконечных любовных романов и фэнтези. Вы заглядывали на Author.Today, LitNet или Prodaman? А напрасно. Там происходит бодрая жизнь, денежные содрогания которой вызывают сердечную боль у больших издателей, а обложки и, собственно, литература — зубную у критиков.

Честно говоря, у меня нет идей по поводу того, как это все измерить. В миллиард заработанных в прошлом году рублей в этой сфере верится с большим трудом, но из десятков миллионов посетителей сайтов, просиживающих там часы (!), ведь кто-то да платит авторам. Очень понимаю издателей. Угораздило же их заниматься этим делом в эпоху больших перемен.

Автор
Владимир Харитонов
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе