В институт – минуя школу

В Ярославле становится все больше родителей, желающих обучать свое чадо дома 

Мама троих сыновей, ярославна Елена Авдонина, выучив двух старших детей в школе, решила, что младшего Алешку будет обучать сама. 

– Талантливые дети должны учиться отдельно от толпы, да и на врачах сэкономим, – объясняет свой выбор Елена. – Купили учебники по программе «Традиция» и учимся, когда хотим. 

Учебный день у «первоклашки» Алеши начинается после девяти. В 9 утра он просыпается, делает все нужные утренние процедуры, кормит животных (у Авдониных два кота, рыбки, попугайчики и мышка) и садится за уроки. Занятие длится – тоже по желанию. Если хочется побольше русским позаниматься – значит, занимается русским, идет математика – значит, сегодня Алеша делает больше заданий по математике. Мама не настаивает. Если какой-то из предметов у сына не идет, ничего страшного, завтра все получится. В доме Авдониных воскресенье может быть понедельником, а понедельник – выходным. Каникулы у Алешы тоже – когда захочет. 


– Школа – это постоянный конфликт. Конфликт с учителями, одноклассниками. Учителя относятся к школьнику как к взрослому. Если у ребенка что-то не получается, как действует педагог? Сажает, говорит, что он «тупица», и ставит «двойку». А если ребенок замерз и вымок, пока шел по улице? Он только первые два урока и будет думать, как ему согреться. До уроков ли ему? Да и начинать занятия с восемь-полдевятого рано. Лучшее время для запоминания материала – с двенадцати до часу. А что делают в школе? Первыми уроками обычно ставят математику или русский. 

Урок в 10 минут 

– Когда я вырасту, буду журналистом, а потом буду нефть качать, – говорит Алеша. 

– Ты же вчера скульптором мечтал быть?– улыбается мама, рассматривая поделки сына из глины. В студии глиняной игрушки мальчика так увлекли, что Алеша теперь лепит чуть ли не каждый день. Кошечек, тигров, пингвинов, целые композиции. 

– Мне писать больше нравится, а еще я люблю обществознание, – отвечает ребенок. 

– И сколько часов в день вы учитесь? – спрашиваю. 

– Когда как, – говорит Елена. – Когда час, когда три часа, а можем и пять, если его увлекла тема. Алешка – активный пользователь Интернета. Недавно час рассматривали с ним фотографии и читали историю древнего мира. Откуда-то услышал про иероглифы и руны– тоже залезли в Интернет и прочитали. Еще один плюс семейного обучения – не нужно проходить тему целый месяц, если ребенок ее усвоил за день. Чтобы пройти тему «Двухзначные числа», сыну хватило дня. Я ему объяснила на образах, он походил, подумал. Теперь легко складывает и вычитает. Русский мы тоже делаем по своей системе. Сначала пишем в прописях, а потом он у меня списывает предложения из учебника в обычную тетрадку с широкой линейкой. Сколько это получается? 10 минут в прописях, потом еще 10 минут в тетрадке попишет четыре предложения. Потом минут пять попрыгает, отдохнет – занимаемся дальше. Он у меня увлекающийся ребенок, и пока ему интересно учиться, нужно этот момент не упустить – проходить что-нибудь новое. 

Экстернат и его плюсы 

Задумываться, отдать ребенка в школу или обучать дома, Елена начала еще за год до первого класса. Тогда они с Алешкой научились читать и писать, всю азбуку к 1 сентября мальчик уже освоил. 

– Я пришла в Департамент образования, поинтересовалась, мне сказали – такая система возможна. В 5-ый класс нужно будет сдать тест – переводной экзамен. Книжки с тестами продаются, так что подготовим. А с пятого класса начинается программа-экстернат. Ребенок прикреплен к школе, ходит туда на лабораторные работы, может посоветоваться с учителем, если чего-то не понимает. Также есть возможность заниматься в спортзале. Нам зал не нужен, со следующего года займемся спортивной гимнастикой. Я много читала про программу, взвешивала все «за» и «против». Решилась и нисколько не жалею. Почти все известные ярославские ученые тоже обучались дома. Ушла из ателье, купила в квартиру всю необходимую технику, работаю дома. Успеваю и сыном заниматься, и собой – недавно приобрела самоучитель, изучаю французский. 

По словам Елены, школа не дает развиваться творческой личности, пытается убрать свободу – в бутылочку, сделать ведомым. Поэтому в экстернате, считает мама, плюсов намного больше: 

– Я всегда учу детей, и они прислушиваются: либо ты пастух, либо стадо. Выбирать тебе, кем ты хочешь быть. Должен быть выбор, чем заняться. Сейчас по программе мы обгоняем школьные занятия месяца на три. В январе приступим по математике к программе второго класса. Обществоведения уже прошли получебника. Темы даже для первоклассников там очень простые. С 5-го класса начнем логику развивать. Не будет школьного учебника – возьмем университетский, ничего страшного! 

Уважаемые мамы и папы, а как думаете вы? Какое обучение лучше – школьное или домашнее? Звоните нам по телефонам: 32-98-16, 30-78-05 и рассказывайте. А в следующих номерах «Каравана-РОС» читайте «круглый стол» с представителями Департамента образования, учителями, родителями по теме «Семейное обучение: «за» и «против». 

Наталья Колбина

Караван-Рос
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе