В Питер! На белые ночи!

Ожидание встречи с великим городом в середине XX века совпало с общими настроениями наступившей «оттепели» Ярославль и Петербург. Два наши города давно и тесно связаны: ярославцы-отходники с XIX века «осваивали» город на Неве; ленинградцев-блокадников тысячами эвакуировали на берега Волги; ныне экскурсионно-туристические маршруты в Санкт-Петербург и в Ярославль по Волге стали одними из самых любимых.
С наступлением летних каникул группы школьников обычно отправляются в поездки по родной стране. Так и мы, ученики 91 класса средней школы № 33, теперь уже десятиклассники, в начале лета 1958 года после успешного окончания учебного года с радостным нетерпением ожидали встречи с великим и легендарным городом, с его белыми ночами и разводящимися мостами, дворцами и музеями, площадями, парками и памятниками. Ожидания эти совпали с общими настроениями наступившей «оттепели», символом которой и виделся нам этот город на Неве, город Петра I, Пушкина, город «Медного всадника» – «окно в Европу».
Традицию экскурсий в нашей школе мы помним, начиная с посещения новооткрытого музея Некрасова в Карабихе в 1951 году (с Е. В. Москалёвой и Н. К. Бьерн), других музеев города, ботанических экскурсий А. А. Флоровской и А. И. Курочкиной, походов на природу легендарного географа С. П. Иванова, поездок в Москву с нашим уникальным классным руководителем О. П. Сериной (ей, как и И. А. Успенской, 33-я школа многим обязана своей славой «математической школы»).

Так, осенью 1955 года в только что открытом для посещения Кремле, пройдя через Спасские ворота в Кремлёвский театр, мы попали на концерт юного пианиста-вундеркинда Алёши Наседкина, а затем поехали в здание нового университета на Ленинских горах. Здесь, в мраморном фойе «высотки», Ольга Павловна поразила наше воображение, возгласив с характерным жестом: «Здесь читает лекции сам профессор Несмеянов!» С такими учителями-патриотами и их кругозором неудивительно, что ученики 33-й школы поступали и заканчивали МГУ, в том числе мехмат, где учился, например, наш одноклассник Эдик Штейнман, а я – на отделении математической лингвистики.

Наш новый классный руководитель – историк Нина Ар­кадьевна Котяткина – спланировала и провела ту памятную экскурсионную поездку в город на Неве как бы «по местам революционной и боевой славы» вполне в духе времени, однако где бы мы ни были, старая петербургская аура окутывала нас вне нашей воли. Так, мы осмотрели одно из мест, где Ленин обращался к солдатам и матросам с балкона особняка Матильды Кшесин­ской, но, как пояснила Нина Аркадьевна, хозяйка была выдающейся балериной Мариинского театра. А затем мы оказались около самого Киров­ского (Мариинского) театра и осматривали следы его разрушений от фашистской бомбёжки. Но всё же нашей главной целью стало посещение дневного балетного спектакля «Каменный цветок» на музыку С. Прокофьева в постановке молодого Юрия Григоровича со знаменитой Ириной Колпаковой в заглавной партии. В полупустом зале, сидя в бельэтаже рядом с царской ложей, мы впервые соприкоснулись с магией великого театра и великого русского балета.

В следующий раз мы отправились посмотреть на знаменитый маятник Фуко и оказались под впечатлением грандиозного Исаакиев­ского собора и окружающего ансамбля великолепных зданий, площадей, Александров­ского сада со скульптурными изображениями великих русских поэтов и писателей, знаменитого «Медного всадника». Не обошлось и без курьёзов: не отвлекаясь от главной темы, один из мальчиков спросил, почему все памятники царям снесли, а этот Николаю I оставили?.. Впавшая в затруднение Нина Аркадьевна всё же нашлась и сослалась на авторитет и талант скульптора П. Клодта, известного своим памятником И. А. Крылову в Летнем саду, знаменитыми конями Клодта на Аничковом мосту (к этому времени мы всё это уже видели и оценили).

Когда мы ездили в Разлив к популярному тогда шалашу Ильича, то оказались под обаянием природы старых петербургских дачных мест вдоль Финского залива около Сестрорецка. Потом, совершив поездку от Автово в сторону Пулковских высот с хорошо ещё видными следами переднего края обороны Ленинграда, линий траншей, блиндажей, полузатянувшимися воронками от бомб, мы осмотрели на склоне высот могилы героев беспримерной обороны (здесь под одной плитой покоились десятки и десятки остановивших врага героев), а затем – само здание старой обсерватории на Пулковском меридиане и вспомнили имена знаменитых учёных-астрономов.

В Царском Селе (тогда город Пушкин) знаки войны были ещё видны в сгоревших, проваленных крышах дворцов (после 1958 года их начнут восстанавливать), посечённом парке с немногими статуями, повреждёнными павильонами и коммунальным общежитием в корпусе лицея, но у девушки с кувшином, в других местах царскосельских парков нам являлась тень и поэзия Пушкина. Вообще наша поездка проходила под знаком только что открытого в 1957 году (к Всемирному фестивалю молодёжи) прекрасного памятника Пушкину работы М. Аникушина в сквере на площади Искусств у Русского музея, который мы, конечно, посетили, как и Эрмитаж, и Петропавловскую крепость, и храм Спаса-на-Крови, и дом-музей Петра I в Летнем саду, и Монплезир с восстановленными фонтанами Петергофа.

Жертвенная блокада Ленинграда угадывалась в утратах и повреждениях домов, в лицах как-то по-особому предупредительных и доброжелательных ленинградцев – о ней говорила Нина Аркадьевна около Никольского Морского собора, в подвалах которого прятались в войну сотни горожан. Здесь, у собора, мы осмотрели памятник погибшим морякам перевернувшегося в начале ХХ века линкора «Слава», а рядом, на Крюковом канале, – дом А. С. Суворова, здесь же, на площади у собора, – «дом Бенуа», где жили выдающиеся художники и деятели русского Серебряного века.

Главной неожиданностью стала для нас встреча с Достоевским: в кинотеатре «Баррикада» на Невском (в прошлом – дом знаменитых купцов Елисеевых, ярославцев по происхождению) посмотрели новый фильм И. Пырьева «Идиот» с Ю. Яковлевым и Ю. Борисовой (в школьной программе тех лет Достоевский отсутствовал). После сеанса спустились с Невского по ступенькам вниз, в кафе «Баррикада», и здесь нас ждал ещё один сюрприз: почти как взрослым нам разрешили заказать не просто кофе с лимоном, но и с коньяком (!), что вызвало взрыв восторга.

В прогулках по городу нравилось всё: и ленинградское мороженое, и квас из бочек «Красная Бавария». А проголодались – какой восторг вызвало (при посещении Нарвских ворот) харчо в полуподвальчике кафе – остро переперчённое, наваристое: его щедро накладывал по тарелкам солидный повар-грузин.

Сами Нарвские ворота отвечали всем планам нашей классной руководительницы: возведённые как триумфальные для встречи возвращавшихся из Парижа с победой героев 1812 года, они в 1905 году видели колонны рабочего люда, направлявшихся на Дворцовую площадь злополучного «кровавого воскресенья». Эта тема была развёрнута Ниной Аркадьевной у решётки Александровского сада со стороны Дворцовой площади, и мы зримо представили толпы бегущих людей, бьющихся о решётку сада. Ни мы, ни Нина Аркадьевна не знали тогда о том, что именно здесь в 1942 году упала невероятной мощи авиабомба, причинившая много бед и разрушений и Зимнему дворцу, и всем окрест­ным зданиям, но – и это был знак победы – колонна Александрийского столпа с ангелом-хранителем выстояла и не шелохнулась.

Ночевали мы в спортзале одной из школ на Петроград­ской стороне, и неутомимая Нина Аркадьевна повела нас в зоопарк, в старый кинотеатр «Великан», где мы посмотрели второй фильм цикла «Хождение по мукам» (о Петрограде 1918 года) и обратили внимание на афишу ансамбля «Дружба» с экзотической после фестиваля 1957 года певицей Эдитой Пьехой.

Конечно, в одну из белых ночей мы отправились на Неву смотреть на разведённые мосты, а затем долго гуляли по утреннему городу, его прямым, как стрела, проспектам, вспоминая стихи Пушкина: «Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, береговой её гранит, твоих оград узор чугунный, твоих задумчивых ночей прозрачный сумрак, блеск безлунный...»
Северный край

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе