В преддверии тысячелетия города сердце Ярославля превращается в руины

Мэры приходят и уходят, а город остается. По его архитектуре потомки будут судить о нашем времени, о нашей истории и нравственном состоянии общества в этот период. Что мы сможем им предъявить? Безстилье в архитектуре и бессилье народа что-либо изменить в умах чиновников и богатеев?
Верблюд, груженый золотом

На Востоке существует поговорка: «Нет такого препятствия, которое не преодолел бы верблюд, груженый золотом». Этот верблюд давно шагает по древнему Ярославлю, уничтожая историческую застройку и воздвигая на ее месте неимоверно мерзкий архитектурный беспредел. Теперь «корабль пустыни» хочет вступить своим копытом в самое сердце Ярославля – район Стрелки, на территорию древнего Рубленого города, где тысячу лет назад и начинался наш город.

14 марта жители аварийных домов по Которосльной набережной и сотрудники реставрационных мастерских, расположенных в церкви Николы Рубленый город услышали рев моторов тяжелой строительной техники. Они уже знали, что означает этот звук: небольшой участок земли рядом с храмом давно стал предметом посягательств со стороны ООО «Большие соли» во главе с г-ном Барбакадзе, в последнее время активно «гнездящимся» в Ярославле. Этот господин уже строит несколько весьма нехилых домиков в центре города. Например, на углу улиц Кедрова и Волкова растет почти что замок. Но меня волнует, прежде всего, близкая мне зеленая лужайка со свежими вишневыми посадками и состояние церкви Николы Рубленый город (памятник архитектуры XVII века федерального значения). В 2006 г. проведено плановое укрепление фундаментов храма, следующим этапом должна была быть установка «маяков» на трещинах с последующим наблюдением в течение года. Предстоящее строительство может спровоцировать разрушение памятника, т.к. обследование его технического состояния окончательно не завершено. ЮНЕСКО в 2006 г. объявило центр Ярославля заповедной зоной, всякое строительство на территории которой запрещено. Однако ни г-ну Барбакадзе, ни мэру Волончунасу, ЮНЕСКО, как видно, не указ. Иначе чем объяснить тот факт, что борьбу за исторический облик Стрелки в течение вот уже более десятка лет ведет кучка жильцов и реставраторов, а не мэрия и госучреждения?

Хроника беспредела

- В 1995 г. зам. министра культуры подписал распоряжение, запрещающее всякое строительство на территории вокруг памятника XVII века «Церковь Николы Рубленый город» (памятник федерального значения)

- В том же году жители домов, прилегающих к территории предполагаемого строительства обратились в прокуратуру с просьбой рассмотреть документы, представленные ООО «Большие соли» на право застройки. Документы были признаны недействительными и строительство запрещено.

- В 2006 г. ЮНЕСКО объявила центр Ярославля заповедной зоной, и запретило всякое строительство на ее территории. Но ООО «Большие соли» утверждает, что оформило новые документы на строительство до выхода запретительного закона.

Вопросы, вопросы, вопросы…

- ООО «Большие соли» ссылается на то, что успело согласовать стройку до того, как вышло решение ЮНЕСКО. Но ведь строительство начинается в 2007 году, когда это решение уже действует! Что на сей счет думает прокуратура (Департамент культуры Ярославской области ничего не думает и не делает)?

- Близлежащие дома XVIII века признаны аварийными, но люди из них не расселены. Почему ущемляются их права - снесены детская площадка, растоптаны посадки? Должна ли быть санитарная зона вокруг этих домов?

- Во время раскопок 1995 г. здесь было обнаружено захоронение расстрелянных белогвардейских офицеров. Их перезахоронили?

Несостоятельные аргументы

Мотивировка, что здесь когда-то стоял дом XIX века несостоятельна. Дом этот был 1,5 –этажный (низ торговый, каменный, верх бревенчатый). В более древние времена здесь было Толгское подворье с деревянным храмом и кладбищем. Проект новостроя общественности не представлен. Какова будет его высота, облик, какой высоты будет ограда вокруг здания и какова территория, примыкающая к нему? А гаражи? Вряд ли нувориши обойдутся без этой атрибутики. Короче, вся территория вокруг церкви Николы Рубленый город может быть захвачена, а заодно и соседние дворы. Такова реальность нашего времени. Мы – быдло, они – хозяева. При вкусах нынешних хозяев, вполне вероятно, что храм будет смотреться просто хозяйственной пристройкой рядом с дворцом.

Цена земли в районе Стрелки не золотая, а бриллиантовая. И, скорее всего, дело даже не в строящемся жилье, а во вложении капитала. Дом продадут, перепродадут (с наваром), а затем и концов не найдешь, кто же сотворил этот беспредел.

Аргумент мэрии, что она хочет обустроить территорию просто смешон, т.к. самое реальное – отреставрировать старые дома, которые являются памятниками архитектуры XVIII века, а не городить вокруг руин новодел. Господин Волончунас не может не понимать этого. Однако, по-видимому, блеск золотого тельца затмил его разум. Иначе чем объяснить его упорное желание застроить каждый квадратный метр центра Ярославля?

Но мэры приходят и уходят, а город остается. По его архитектуре потомки будут судить о нашем времени, о нашей истории и нравственном состоянии общества в этот период. Что мы сможем им предъявить? Безстилье в архитектуре и бессилье народа что-либо изменить в умах чиновников и богатеев.

В советское время чиновники жили по закону «У2» - угадать, угодить. Сегодня тот же закон, но содержание другое: «успеть урвать».


Материал переслан ИА «ИКД» активистами "Социалистического Сопротивления"
Лариса Рыбцева, зав. отделом научной реставрации Ярославского Художественного музея, ИНСТИТУТ "КОЛЛЕКТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ"

ЯРНОВОСТИ

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе