Владимир Мединский: Михалков сказал мне - никогда не пишите для кино. Я так разозлился!

Министр культуры России дал большое интервью журналисту Андрею Ванденко для проекта ТАСС «Первые лица».
Министр культуры России Владимир Мединский.
Фото: Борис КУДРЯВОВ


И откровенно рассказал о положении дел в Минкульте, в российском кинематографе и театре. «КП» публикует самые интересные высказывания министра.



О «ДЕЛЕ РЕСТАВРАТОРОВ»: «Пока не вынесен приговор, не буду отрекаться от подчиненных»

Недавно в Министерстве культуры разразился скандал, связанный с реставрацией старинных храмов в городе Изборске и хищением выделенных на нее средств: были арестованы несколько сотрудников, в том числе заместитель министра Григорий Пирумов.

- ...Когда журналисты пишут о «деле реставраторов», то обычно валят все в одну кучу. Между тем важно понимать: заказчиком, а значит, и приемщиком работ могут выступать разные организации. Министерство культуры само - лишь в небольшой части. А кроме нас, региональные власти, отдельные учреждения со своим бюджетом. Такие, как Государственный Эрмитаж или Малый театр… Они сами объявляют конкурс, выбирают исполнителя, потом принимают работу.

Скажем, заказчиком реконструкции объектов Ново-Иерусалимского монастыря стал одноименный уважаемый фонд. (...)[А в случае с Изборском] заказчиком было Минкультуры. Насколько понимаю, выявленные нарушения были своевременно устранены. Хотя шума много…

(…) И чтобы закрыть тему: по нашим законам вину человека может установить только суд. Пока приговор не вынесен, не считаю возможным отрекаться от подчиненных. Это было бы как минимум не по-мужски.


Владимир Мединский успевает не только руководить культурой, но и лично участвовать в запуске потенциальных блокбастеров. 
Фото: Руслан ШАМУКОВ/ТАСС



О ДОХОДАХ БЮДЖЕТНИКОВ: «Средняя зарплата сотрудника Театра Вахтангова - больше 100 000 рублей»

- Могу сказать, что в 2011 году сотрудник Ленинской библиотеки в среднем получал 19 тысяч рублей в месяц, а сейчас - 43... В московских городских библиотеках платят примерно столько же. Да, в глубинке скромнее, но в любом случае не копейки. Средняя зарплата в муниципальных учреждениях культуры четыре года назад составляла порядка 8 тысяч рублей, сегодня она поднялась вдвое.

Конечно, везде по-разному. Скажем, средняя зарплата сотрудника московского Театра Вахтангова или Петербургской филармонии превышает 100 тысяч рублей. У актеров и солистов существенно больше. Особенно у востребованных. А примы в Большом театре, помимо оклада, дополнительно получают за каждый выход на сцену, и это нормально. Мы мотивируем руководителей учреждений культуры, чтобы они больше платили людям. Буквально на днях я завизировал совершенно новаторский приказ по премиям директоров музеев. Они будут особо поощряться за перевыполнение плана по внебюджетке, получать своего рода бонус, как в бизнесе.



О КИНОПРОКАТЕ: «Четверть фильмов на экранах должны быть отечественными!»

- В кино доля российских фильмов увеличилась с 14 до 18 процентов, сейчас процесс приостановился, но мы рассчитываем довести цифру до 25. Цель - чтобы половина проката была занята отечественными картинами, но это мечты на перспективу... Мы хотим - пока! - идти рыночным путем. Однако добиться желаемого трудно, поскольку прямые госинвестиции в кинопроизводство сократились с 2014 года до 5 миллиардов с 6. В рублях! А кино, как мы понимаем, отрасль, сильно зависящая от иностранной валюты и курса национальной.

Чтобы было ясно: 5 миллиардов - это менее бюджета одного - подчеркиваю - одного голливудского блокбастера. Тем не менее при уменьшении государственного дотирования мы добились роста доли в прокате. (…)

Каждую неделю мне на стол кладут подробную таблицу о сборах российских фильмов, находящихся в прокате, идущих при поддержке государства и без нее. Там все учитывается: деньги Фонда кино, министерства, возвратные, безвозвратные… Эти цифры внимательно анализируются.

Плюс мы добились полного учета проданных в коммерческих сетях билетов. Раньше этого не было и в помине, четыре года назад доля билетов, пробиваемых через кассу и отслеживаемых государством, составляла не более 10%. А теперь - 100!



О КИНОПРОЕКТАХ: «Экипаж» вызвал у меня чувство гордости»

- У студии «ТРИТЭ» есть замечательный проект спортивного блокбастера с замахом, на мой взгляд, больше, чем у «Легенды № 17». Головокружительный триллер вокруг Олимпиады в Мюнхене 1972 года. Там и финальный матч баскетбольного турнира, когда точный пас Ивана Едешко и бросок Александра Белова за три секунды до сирены перевернули все так, что американцы устроили демарш, отказавшись получать серебряные медали. Там и драма с захватом террористами израильской сборной…

Изначально, как ни удивительно, замысел фильма шел от министра юстиции Коновалова. Он поделился идеей со мной, я как творческий человек сразу загорелся, стал думать, кто бы мог все реализовать. Предложил «ТРИТЭ», мы встретились, поштурмовали, помозговали. Студия нашла отличных сценаристов, которые феерически расписали идею.

Когда все было готово, «ТРИТЭ»… отказалась от государственных денег, которые имелись в бюджете Фонда кино. Мол, мы сейчас реализуем крупный проект под названием «Экипаж», и браться сразу за второй с нашей стороны было бы неэтично. (...) Честно скажу: это редчайший случай прямого отказа под блестящую идею с госфинансированием. (…)

«Экипаж» вызвал у меня чувство удивления и гордости за то, что в России не разучились снимать столь масштабные фильмы… Спецэффекты тоже на уровне лучшего Голливуда, но за гораздо более скромные деньги.



О СЕРГЕЕ РОЛДУГИНЕ: «Это - настоящий подвижник!»

- Впервые (с виолончелистом Сергеем Ролдугиным, фигурировавшим в списках «панамских офшоров». - Ред.) встретились еще до того, как я пришел работать в министерство, тем не менее не могу назвать наше знакомство близким. Мне известно, что Сергей Павлович очень много делает для поиска и выращивания молодых талантов, реализует совместный с Минкультуры проект в этой области, курирует музыкальную программу в ставшей уже знаменитой сочинской супершколе «Сириус». Это настоящий подвижник.

Кроме того, советуюсь с Сергеем Павловичем перед принятием важных кадровых решений в музыкальной сфере. Вообще стараюсь предварительно опросить лидеров отрасли, чтобы не допустить ошибку. Ролдугин - один из тех, к кому обращаюсь за подсказкой. Это позволяет более объективно оценить картину.

Кроме того, с 2016-го у нас запущена уникальная программа «Кадровый резерв»: речь идет примерно о пятистах управленцах в сфере культуры, которых находим, оцениваем, фильтруем, отправляем на курсы повышения квалификации и всегда держим в поле зрения - на предмет выдвижения на новые должности.

Именно по такому комплексному принципу в прошлом году мы назначили Алексея Васильева ректором старейшей в России Санкт-Петербургской консерватории. До того я с Васильевым не был знаком, он хорошо работал директором Музыкального училища имени Римского-Корсакова, и его с повышением звали в мэрию Питера, но мы раньше перехватили. Кстати, Алексей Николаевич - не только опытный менеджер, но и великолепный музыкант, виолончелист, как и Ролдугин…



ОБ ЭКРАНИЗАЦИИ СОБСТВЕННОГО РОМАНА: «Авторы фильма по «Стене» беспощадно изменили все»

- Насколько знаю, все уже снято, режиссер Дмитрий Месхиев занят монтажом. Но я не особенно интересуюсь процессом… ВГТРК купила сценарий и права на экранизацию. Потом все беспощадно было изменено, как нередко случается. Объяснили, что написанное мною снимать слишком дорого, а поскольку Минкультуры проект рублем не поддерживает, мол, не обессудьте. Далее передо мной встал выбор: либо самому заняться продюсированием, на что не было ни времени, ни сил, либо отдаться в чужие профессиональные руки. Я выбрал второе, но предупредил: если конечный продукт не понравится, сниму фамилию из титров… Надеюсь, все будет хорошо, но вперед не забегаю. Подожду, посмотрю, что получится. Поверьте, мне есть чем заняться, кроме того, чтобы переживать за судьбу сериала по собственной книге…

Кстати, чтобы закрыть тему. В свое время, лет десять тому назад, я дал почитать сценарий «Стены» Никите Сергеевичу Михалкову. Он прочел и прямым текстом сказал: «Очень хорошая история. Но очень плохой сценарий. Никогда ничего не пишите для кино. Это отдельная профессия». Я до такой степени разозлился, что переделал сценарий в роман и издал его. Решил самому себе доказать, что способен написать художественную книгу, поскольку до того занимался лишь исторической публицистикой.

И вот результат: «Стена» прекрасно продается до сих пор. Поэтому все, что ни делается, - к лучшему. А старших надо слушать. Я эти истины давно усвоил…
Автор
Андрей Ванденко
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе