"Власть и культурные сообщества интересуют одни темы"

Юлия Аксенова, куратор выставки "Русские утопии", ответила на вопросы Валентина Дьяконова.

Кто придумал тему выставки?

Идея носилась в воздухе. Тему будущего мы много обсуждали с Андреем Ерофеевым и моим сокуратором — Таней Волковой. Год назад я делала проект под названием "Будущее отсюда" на Московской международной книжной ярмарке. Потом поняла, что у художников скопилось много проектов про будущее, не только в смысле "отсюда", из настоящего времени, но и из прошлого. Меня интересует не столько будущее само по себе, сколько связка между прошлым, настоящим и будущим. Поэтому у нас выставка из двух частей состоит — посвящения прошлому и проектирования будущего. Главная часть проекта — это дискуссии, в которых будут участвовать представители различных областей гуманитарного знания — философии, архитектуры, социологии, литературы. Ну и разумеется, деятели современного искусства. Мы устраиваем лекции и круглые столы, где будут обсуждаться вопросы, посвященные темам утопического жизнестроения и прогнозирования будущего.

Сейчас в России государственная идеология — модернизация и технологии будущего. Ваш проект — это критическое осмысление госзаказа?

Возможно. Я очень веселилась, когда искала материалы по утопиям. Наткнулась на статью Суркова, который объяснял, что утопическое мышление очень свойственно нашему народу. Мы, мол, стремимся к идеальному будущему, поэтому не замечаем недостатков окружающей жизни. У Архитектурной биеннале в Москве тема тоже модернизация, ее куратор Барт Голдхорн очень переживал и всем говорил, что идея пришла раньше медведевской установки. Так что это интересно, что власть и культурные сообщества интересуют одни темы. Но интерпретации различны.

Какие художники задействованы в проекте?

Будет около 30 русских художников со старыми и новыми произведениями. Самая старая работа на выставке — инсталляция "Бархатная комната" инспекции "Медицинская герменевтика". Это 1992 год.

Вы координировали свой проект с выставкой "Футурология" куратора Эрве Михайлова?

Да, мы встречались, разговаривали. А вообще, нас попросили составить ему как бы русскую оппозицию. Ведь у Эрве Михайлова европейский взгляд на русское искусство, а у нас аборигенский. Существует представление, что русское искусство герметично и непонятно Западу, поэтому интересно посмотреть на него глазами западного специалиста. Но несмотря на такую близость тем, у нас нет пересечений по авторам. Условием Эрве было, что мы должны взять тех, кто не заявлен у него.

Центр современной культуры "Гараж", с 5 марта по 23 мая

Коммерсантъ

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе