14 января 2011 ● Павел Басинский
Культурные итоги 2010 года глазами обозревателей "РГ"
Пестрые сумерки
Для российского кино теперь каждый год - переломный. 2010-й не был исключением, предъявив несколько событий из разряда судьбоносных. Правда, никто пока не скажет, в какую сторону они эту судьбу развернут.
Первое событие - внедрена новая система государственного финансирования кинопроизводства. Почти все деньги отданы в распоряжение крупнейших кинокомпаний, которые, считается, работают успешно и с прибылью. Отбор этих компаний неубедителен и нарушает объявленный принцип - но этого замечать не принято. Поддержка дается фильмам массового назначения, а кино авторское, документальное и дебютное остается в ведении минкультуры - денег там мало. Артхаус встревожен: все фильмы, которые принесли нашему кино мировую славу, от "Как я провел этим летом" до "Овсянок", созданы в лоне авторского кино. Но ему придется искать деньги за пределами России - нам грозит утечка талантов. Впереди брезжит малокартинье, хотя принцип "лучше меньше, да лучше" себя скомпрометировал еще в сталинские 50-е. Есть весьма пессимистичные прогнозы, вплоть до очередной смерти отечественного кино. Но большинство наблюдателей сходятся в том, что делать выводы рано - посмотрим, как новая система будет работать.