XXI фестиваль искусств «Преображение». День четвертый.

В пятницу на территории Ярославского музея-заповедника внезапно «открылся» временной и пространственный портал, посредством которого гости фестиваля смогли перенестись в атмосферу средневековой Европы.
Роль проводника в мир запредельно далекого от нас музыкального искусства вагантов и трубадуров мастерски исполнил екатеринбургский ансамбль «Flos florum». В переводе с латыни это означает «Цветок цветков». Этот символ, куртуазный и религиозный одновременно, является квинтэссенцией всего готического искусства, пронизанного темой цветения. Это и знак рыцарского преклонения перед Прекрасной дамой, и поэтизированный христианский образ Девы Марии, и символ необычайного расцвета искусств Европы во времена Средних веков и Ренессанса.

…Погода пятничным вечером, признаться, подкачала. Но несмотря на внезапно пролившийся сильный дождь, и достаточно резкое понижение температуры, в музей пришло немало поклонников необычных зрелищ. И выступление группы «Flos florum» оправдало самые смелые ожидания.

Вдруг раздались резкие и хрипловатые звуки труб, и на лестнице показались музыканты, одетые в яркие средневековые костюмы странствующих менестрелей. Казалось, что это – сигнал к началу рыцарского турнира, или церемониальному шествию, и, вот-вот, из глубины веков возникнут, блестя латами, рыцари на конях, а на балкон взойдут жеманные красавицы, поражая воображение необычными готическими нарядами. И, хоть фантазии не материализовались, музыкантам удалось посредством музыки полностью воссоздать атмосферу средневековой Европы.

Этот необычный коллектив создан в Екатеринбурге. По словам руководителя ансамбля Александра Старкова, интерес к музыкальному разнообразию эпохи Средневековья и Возрождения появился у него еще в студенческие годы: «Тогда впервые услышал музыку а cappella 12 века, увлекся григорианским пением. С этого все и началось. Теперь мы находим одноголосные мелодии XII-XVI веков, сами их расшифровываем, оживляем различными тембрами, обыгрываем подголосками, опираясь на исторические рукописи, сведения, описания, книги и даже фрески». Исполнить королевские танцы Франции и Англии XIII-XIV веков, или кантики испанского короля Альфонсо Мудрого, или любовную лирику трубадуров Прованса, наверное, можно было бы и на современных музыкальных инструментах. Но сыграть эти мелодии на настоящей ирландской волынке, шотландской лире или средневековых барабанах – куда прекраснее.

Коллекция аутентичных инструментов, которой на сегодняшний день располагает ансамбль, уникальна, она постоянно пополняется. Первые инструменты музыкантам пришлось выписать из-за границы – это были волынка и двойная флейта. Что-то изготовили мастера на заказ. А потом Александр Старков так увлекся и столь глубоко вник в технологию изготовления средневековых музыкальных инструментов, что теперь для него явить миру какую-нибудь дарбуку (небольшой односторонний барабан, распространенный в странах Востока), или фидель (смычковый инструмент, напоминающий скрипку) – ничего не стоит. А ведь в арсенале музыкантов есть еще ребек, байран, смычковый крут, накры, аль-уд, цитола, англо-саксонская лира, псалтериум и гиттерн. Признаться, заочно знакомясь с инструментами, я вычленила для себя лишь одно знакомое название – бубенцы, да, еще, пожалуй, слово «лира» рождало конкретные образы.

Впрочем, когда слышишь мощную, чистую и завораживающую мелодику средневековья, знакомую лишь по историческим фильмам Голливуда, уже не задумываешься, а на чем же это все исполняется. Сильные голоса исполнителей, завораживающая повторяемость достаточно несложных мелодий, насыщенный ритмический рисунок… плюс немного воображения – этого достаточно, чтобы почувствовать всю прелесть от знакомства с необычным творчеством ансамбля «FLOS FLORUM».

Фотоотчет:



Ярославский музей-заповедник
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе