Здесь нет муляжей и макетов

БИЛЕТЫ НА ПРАВО СМОТРЕТЬ ИЗ ОКОН

Из дореволюционных экспонатов обращает на себя внимание печатная машинка с исключенными из русского алфавита ятями и ерями да лубочная картинка семьи последнего императора. Она была сделана во время путешествия Николая II в 1913 году по Волге. 

Ярославскую губернию самодержец посетил в мае 1913 года по случаю празднования 300-летия дома Романовых. Для предупреждения возможных террористических актов жандармерия предприняла особо строгие меры - специально создали особый комитет по охране императора, членов царствующего дома и сопровождающих. Некоторые лица, проходившие по делам жандармского управления, были взяты под стражу и изолированы. Другие находились под подпиской о невыходе из квартир во время «высочайшего пребывания» в городах губернии. В зданиях, примыкавших к улицам следования, переписывались окна и подвалы, в которых дежурили агенты охраны. Благонадежным обывателям выдавались билеты на право смотреть из окон. Шла массовая проверка паспортов, велось энергичное наблюдение за проезжающими по железной дороге, и даже приостановили пароходное движение по Волге.





НЕБЛАГОНАДЕЖНОЕ ЛИЦО НА БУКВУ «Я» 

В начале века по всей Центральной России как грибы после дождя стали появляться марксистские кружки. 

В конце декабря 1904 года начальник Ярославской жандармерии получил от одного из секретных сотрудников сообщение о том, что появилось нелегальное лицо (Хожалый), прибывшее неизвестно откуда для вербовки пропагандистов в северные губернии. Это был крупный партийный работник Яков Свердлов, приехавший из Нижнего Новгорода. В Ярославле он встречался с социал-демократом Тороповым, которому предложил ехать в Кострому для пропаганды среди рабочих. Что-либо конкретное о Хожалом жандармам выяснить не удалось. Департамент полиции, перехвативший и расшифровавший одно из писем Свердлова, отправил начальнику Костромского жандармского управления следующее распоряжение: «Выявить негласным путем личность и деятельность некоего неблагонадежного лица, имя или фамилия которого начинается буквой «Я» и которое прибыло недавно в Кострому, по-видимому, из Нижнего Новгорода с конспиративным поручением от Северного комитета социал-демократической рабочей партии». 

Но выследить сразу опытного конспиратора, каким являлся Свердлов, было нелегко. 12 января 1905 года костромские жандармы сообщили в департамент полиции о том, что выяснить подозрительную личность не удалось. Только 8 февраля того же года они узнали, что в Кострому из Нижнего Новгорода прибыл Яков Свердлов. Но и тут не догадались о том, что таинственный «Я» и есть в действительности Яков Свердлов, за что получили внушение от департамента полиции. 

В конце апреля 1905 года Яков Свердлов, побывавший в течение месяца в ряде волжских городов, участвует в подготовке первомайской демонстрации в Ярославле, но жандармерия его выследила, и тот был вынужден вернуться в Нижний Новгород. 

В ХАОСЕ РЕВОЛЮЦИОННЫХ ЛЕТ 

Вскоре после Октябрьской революции на смену Третьей канцелярии пришла новая государственная структура - Всероссийская чрезвычайная комиссия при Совете народных комиссаров по борьбе с контрреволюцией и саботажем. 

В первые месяцы своего существования ВЧК была малочисленной и насчитывала всего несколько десятков сотрудников. Сферой ее деятельности фактически являлась только столица. Поэтому уже 28 декабря 1917 года ВЧК опубликовала в «Известиях ВЦИК» обращение к местным советам с предложением об организации на местах чрезвычайных комиссий. Как и во всяком новом деле, в деятельности комиссии было немало трудностей, а порой и неразберихи. Обстановку в губчека наглядно характеризуют выдержки из выступлений членов ее коллегии на заседании 
18 августа 1918 года.  

Завотделом по борьбе с контрреволюцией Вилкс заявил: «В отделе полная неразбериха, хаос. Мы не знаем точное число законченных и предполагаемых дел. Сейчас разбираем дела белогвардейского мятежа, но работа идет хаотично... Нет возможности восстановить картину мятежа за отсутствием соответствующих работников». 

Сумятицу революционных лет отражает еще один документ ярославской ЧК. Оказывается, помимо ловли государственных преступников приходилось нашим чекистам заниматься людьми, обвиняемыми в пьянстве и спекуляции кожаной обуви. 

ПЕРЕГИБЫ 
И ФАЛЬСИФИКАЦИИ НЕДОПУСТИМЫ 

Письменные свидетельства репрессий, когда гнета государственной машины удалось избежать лишь избранным, поражают своей бескомпромиссностью и лаконичностью. 

В 1938 году ярославского художника Петра Алексеева признали виновным в создании террористической организации, а также в выпуске антисоветской изобразительно-художественной продукции. Из протокола закрытого судебного заседания становится ясно: к расстрелу антисоветчика приговорили за 10 минут. 

Иные протоколы и вовсе оформлены в виде таблицы из двух граф: «слушали» и «постановили» с галочками напротив фамилий смертников. 

А рядом с протоколами - вырезка из газеты того времени. На ней изображен Вождь народов с дорисованным языком. Понятно, такой возмутительный поступок не мог остаться для карикатуриста безнаказанным. 

Однако неверно полагать, что все энкавэдэшники были бездушными и бездумными исполнителями воли партии. В рядах сотрудников ярославских органов находились смельчаки, выступившие против перегибов и фальсификации. Так, в 30-х годах были репрессированы 5 сотрудников управления. Из протокола допроса бывшего начальника УНКВД Сергея Кочеткова: «Когда я находил те или иные дела несостоятельными, то отказывался их вести и ставил вопрос об освобождении арестованных». Но эти дела передавали другим сотрудникам, «и у этих других получались «организации». 

РАДИОИГРЫ 
С НЕМЕЦКОЙ РАЗВЕДКОЙ 

В начале Великой Отечественной войны на базе НКВД в Красном Холме начала свою работу спецшкола радистов, подготовленных для работы в тылу врага. Школу создавали в обстановке секретности, поэтому даже фамилии курсантам выбрали из представителей фауны. А когда одна «ученица» в письме к родственникам случайно проболталась о роде своего занятия и местоположении школы, ее ждал товарищеский суд, приговоривший болтушку к 2 неделям домашнего ареста. 

Отличились ярославские партизаны радиоигрой с немецкой разведкой под кодовым названием «Операция «Медведь». 

Немцы засылали в тыл наших бывших военно-пленных для диверсии. Они должны были собрать как можно больше информации и передать фашистам. Ярославцы перевербовывали засланных шпионов и объясняли им, как дезинформировать врага. 

ЯРОСЛАВСКАЯ ВЕТВЬ АНДРОПОВЫХ 

Отдельный стенд выставки посвящен истории семьи Андроповых. 

В 1932 году Юрий Владимирович после смерти матери приезжает в Рыбинск и поступает в Рыбинский техникум водного транспорта, который оканчивает через четыре года. 

В возрасте 22 лет Андропов женится на выпускнице своего же техникума Нине Ивановне Енгалычевой. 

В 37-м у молодой четы появляется первенец - дочка Евгения. В марте 40-го рождается сын Владимир. К этому времени Юрий Владимирович уже первый секретарь Ярославского обкома ВЛКСМ, и партия бросает его на новую должность - первого секретаря ЦК ЛКСМ Карело-Финской ССР в провинциальный Петрозаводск. Семейная жизнь первого секретаря к тому моменту уже дала трещину, и в Ярославль Юрий Владимирович так и не вернулся, продолжив продвижение по партийной линии. 

Супруги разошлись, но наследники Андропова остались в Ярославле. Его внук Андрей Волков пошел по дедовским стопам и выбрал службу в КГБ. 

ЛИХИЕ 90-Е 

Новейшая история представлена свидетельствами криминальных разборок братков. Тут и взрывные устройства, участвовавшие в конкурентной борьбе предпринимателей, и бразильский пистолет марки «Таурас» с лазерным наведением, и самодельное прослушивающее устройство, изготовленное умельцами из обыкновенного карманного радиоприемника. 

Последнее десятилетие отличилось возросшей контрабандой наркотиков: в 2006 году сотрудники ведомства сожгли 6 килограммов этой отравы. На стенде - фотография теплицы по выращиванию конопли, под которую предприимчивые наркоторговцы приспособили чердак деревенской избы. 

Особенность музея ФСБ в том, что все экспонаты подлинные. Здесь нет муляжей и макетов. Посещают музей в основном школьники и студенты ярославских вузов, частые гости - ветераны различных войск и конфликтов. Только за последний год экспозицию увидели более 900 человек. 

Золотое кольцо
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе