25 главных спектаклей Москвы и Петербурга

Театральное путешествие из Петербурга в Москву или наоборот для настоящих поклонников Мельпомены — мы собрали все лучше, что можно увидеть на сценах двух столиц

Лучшие спектакли Москвы

Определенно, в Москве есть спектакли, старые и новые, сложные и простые, окрыляющие и саднящие, которые стоит включить в программу своего столичного уикенда. Выбор здесь действительно большой: от классики русской литературы на сцене (правда, в отнюдь не школьном изложении) до как никогда актуального сегодня абсурда; от освеженного молодой гитисовской кровью и освобожденного от штампов психологического театра до эпического пафоса и затаенной лиричности Брехта; от театра, держащегося на честном (без фальши и вкусно поданном) слове до современного танца.


Если вы находитесь в Петербурге и хотите посмотреть расписание московских спектаклей, переключите ваш регион на Москву в верхнем правом углу экрана. И наоборот — если вы в Москве и вас интересует афиша Петербурга, не забудьте переключить регион.

Евгений Онегин

Театр им. Вахтангова

 


Этот спектакль с его замираниями и замедлениями, навязчиво повторяющейся мелодией Чайковского, мутной амальгамой зеркала, отражающего происходящее на сцене и превращающего все в морок, требует большой зрительской работы. Но работа эта будет щедро вознаграждена. Римас Туминас поставил бескомпромиссный спектакль о разъедающем человека неверии и опустошенности, о тоске по делу и смыслу. Получилось целостное и личностное театральное высказывание про здесь и сейчас. Как говорится, спешите видеть.

Четвероногая ворона

МТЮЗ

 


Сегодня все больше говорят о режиссерском поколении двадцатилетних. Вот и Павел Артемьев, в прошлом году окончивший ГИТИС, создал в МТЮЗе с командой молодых артистов очень человечный и точный спектакль по Даниилу Хармсу о том, что каждый из нас — немного нелепая четвероногая ворона. Его необходимо посмотреть для того, чтобы, во-первых, получить удовольствие, а во-вторых, чтобы потом, через несколько лет, с гордостью и даже легким снобизмом знатока говорить: «Я видел этих ребят, когда они еще только начинали». А повод так сказать точно будет.

Медея

МТЮЗ

Медея, МТЮЗ

 


В центре спектакля — удивительный актерский дуэт, Игорь Гордин и Екатерина Карпушина. Кажется, эти две индивидуальности, энергии совершенно не сочетаемы. Карпушина-Медея, статная, высокая — вся сила и страсть, пожирающая изнутри. Ей словно мал мир, созданный на сцене художником Сергеем Бархиным. Гордин-Ясон — интеллигент с опущенными плечами и уставшим взглядом. Их тихий и бесконечно длинный диалог на краешке сцены — настоящая современная трагедия, космическая по своим масштабам и в то же время такая обыденная, понятная.


    Весь репертуар Московского театра юного зрителя


Москва-Петушки

Студия театрального искусства

 


Замечательный Алексей Вертков в роли Венички упивается ерофеевскими словами и сюжетами мировой литературы, именно от них оживляется и приятно пьянеет, а потом вновь впадает в похмельную апатию. Слово здесь, как и всегда у Женовача, пульсирует, живет, потому за пространными монологами Венички следить одно удовольствие: есть в них и интрига, и красивые смысловые повороты.

Война и мир. Начало романа

Мастерская Петра Фоменко

 


Пожалуй, самый фоменковский спектакль в репертуаре «Мастерской». Вероятно, как ни в каком другом спектакле здесь остро ощущаются радость жизни и печали ее. В романе-эпопее в тот момент, когда у Ростовых весело танцуют, старый граф Безухов умирает. Петр Наумович Фоменко передал эту грандиозную полифонию голосов и судеб в живой, простой и мудрой постановке. Четырехчасовой спектакль, охватывающий первые восемь глав первой части романа, несмотря на свой десятилетний возраст, играется и воспринимается и сегодня со щемящим чувством настоящего открытия.

Улисс

Мастерская Петра Фоменко

 


Грандиозный эксперимент Евгения Каменьковича, перенесшего на сцену один из самых важных романов ХХ века. Проявив к роману Джойса, о котором все слышали, но мало кто прочел до конца, должное уважение, Каменькович все же остается верен свободной театральной стихии. Его постановка, как это ни парадоксально, получилась легкой, азартной и очень актерской. А еще это сценическое изложение тысячестраничного «Улисса» рождает особенный эффект. Почти шесть часов с двумя антрактами в театре — и вы чуть по-другому чувствуете и проживаете время.

Моряки и шлюхи

Мастерская Петра Фоменко

 


В самом словолюбивом театре (см. спектакли «Война и мир. Начало романа» и «Улисс»), театре книжных червей, поставили хореографический спектакль. И теперь птенцы гнезда Петрова (имеется в виду Петра Наумовича) танцуют о самом главном. Об отношениях мужчин и женщин, одиночестве, предательстве. А еще прыгают и скачут, смеются и плачут, хулиганят и играют в кошки-мышки. И все у них только начинается.


    Репертуар театра «Мастерская Петра Фоменко»


Добрый человек из Сезуана

Театр им. Пушкина

 


Вероятно, некоторые петербургские театралы недовольно хмыкнут: «Ехать в Москву и смотреть там нашего Бутусова?» А почему бы и нет! Всегда интересно узнавать — и одновременно не узнавать в новых спектаклях стиль любимого режиссера, изучать константы и трансформации. Премьера Театра Пушкина не изобилует сценическими эффектными придумками. Брехтовская история рассказана Бутусовым просто, но сильно. Пожалуй, основное в спектакле, который критики уже называют главным событием сезона, — его звучание. Зонги, исполняемые по-немецки, буквально заряжают пространство между сценой и залом. А Александра Урсуляк (Шен Те), Александр Матросов (Ванг) и другие участники спектакля освоили верный по силе посыл — без фальши.

Каменный гость, или Дон Жуан мертв

Школа драматического искусства

 


Постановка Анатолия Васильева (одна из немногих в сегодняшнем репертуаре ШДИ) завораживающе, неправдоподобно, мистически красива. И глубоко, отчаянно трагична. Тест Пушкина, опера Даргомыжского, оживающие в причудливом балете офорты Гойи соединяются в цельный и мощный спектакль. Век вывихнул сустав (вернее, буквально обрушились его подпорки), комья земли разбиваются о стену — это похороны Дона Жуана, сон разума порождает чудовищ… И где та граница, за которой начинается ад, определить почти невозможно.

Катя, Соня, Поля, Галя, Вера, Оля, Таня…

Школа драматического искусства

 


Дмитрий Крымов, театральный художник, режиссер и мастер всяческих сценических чудес, предлагает необычное прочтение «Темных аллей» Бунина. В рассказах, как будто поэтизирующих родную природу, женщин и любовь (кажется, именно так об этом произведении говорят в школе), Крымов увидел довольно мрачную философию. «Воспеваемые» женщины здесь оказываются куклами, которых то невзначай ломают, то распиливают, словно в цирке. Впрочем, эта философическая постановка щедро приправлена юмором (по большей части черным) и комическими этюдами. А еще Крымов устраивает на сцене почти настоящий грандиозный пожар и проводит сеанс превращения актрисы в изображение на полотне на глазах у изумленной публики.

Школа для дураков

Около дома Станиславского

 


Театр «Около дома Станиславского» живет совершенно особенной жизнью — без шумихи и рекламы. Им удается (как? Бог весть) никогда не фальшивить. А зрители в этом маленьком театре лишаются своей привычной и практичной брони и начинают без страха плакать и смеяться. «Школа для дураков» Саши Соколова очень хорошо рифмуется со сценой «Около». В романе Соколова все очень сложно и одновременно все чрезвычайно просто: «дураков» ведь в школе учат прежде всего любви и состраданию.

Таланты и поклонники

Театр им. Маяковского

 


Этот спектакль о театре, молодости, таланте и движении как нельзя лучше рифмуется с новой жизнью Театра Маяковского. Перед началом можно прогуляться по фойе, посмотреть на любовно одетые в рамочки фотографии корифеев Маяковки и на театрально-хулиганские портреты нынешней труппы, оценить дизайн и фирменный стиль (московские театры сейчас усиленно работают в этой плоскости). А после третьего звонка погрузиться в мир Островского, тонко и умно разыгрываемый звездным составом артистов под руководством Миндаугаса Карбаускиса.

БерлусПутин

Театр.doc

 


Кажется, именно итальянцы лучше всего знают толк в площадном театре, ярком, бесстрашном, задиристом, громком. Нобелевский лауреат итальянец Дарио Фо написал невероятную пьесу, соединяющую сюжет в духе советского фантаста Беляева с острейшей политической сатирой: раненому террористами Путину пересаживают половину мозга убитого Берлускони. В «Театре.doc» спектакль получился действительно смешным. Хотя, конечно, «… когда бы не было так грустно». Кроме того, это редкий сегодня случай объединяющего театра, когда зрители в зале чувствуют себя современниками и поколением.


    Полная театральная афиша Москвы


Лучшие спектакли Петербурга


Наверное, мало кого нужно убеждать в том, что в Петербурге есть много такого, чего нет в Москве. Например, уникальные кукольные театры, где и у детей, и у взрослых дух захватывает и слезы наворачиваются. Или оперные спектакли, которые нигде в России больше не увидишь. Или — для гурманов, но не снобов — бутусовские безумства в родной стихии Театра Ленсовета (что априори отличается от бутусовских безумств в «Сатириконе» или Театре Пушкина). В общем, не включить театральные мероприятия в свой план поездки в Петербург просто невозможно. Остается только выбрать. Вот несколько рекомендаций для размышления.

Макбет. Кино

Театр им. Ленсовета

 


Уже на премьере этот спектакль превратился в театральную легенду. Для определенной части зрителей, конечно. Студенческая молодежь штурмовала (и продолжает штурмовать) окошко администратора. А актеры устроили на улицах Петербурга макабрически веселый флешмоб, чтобы обратить внимание остальной общественности на спектакль. Что и говорить, театр Бутусова — живой театр. Если вас не пугает и не шокирует тот факт, что вы не всегда будете понимать, кто же из находящихся в данный момент на сцене Макбет, добро пожаловать в Театр им. Ленсовета на бутусовские безумства.

Билли Бадд

Михайловский театр

Билли Бадд, Михайловский театр

 


Это очень неожиданный спектакль. Настолько нестереотипный, что его срочно необходимо посмотреть. Во-первых, литературная основа оперы — произведение прозаика XIX века Генри Мелвилла. Вообще нетипично, что для оперы либреттисты выбрали материал, в котором нет ни богов, ни царей, ни героев, ни чудесных событий, нет даже ни одной женщины. А есть матросы, замкнутый микросоциум корабля да темы бунта, прав человека и губительной любви-ненависти. Во-вторых, тонкая и сложная опера композитора Бенджамина Бриттена, написанная в 1951 году, впервые представлена в России.

Polverone (Солнечная пыль)

Большой театр кукол

Polverone (Солнечная пыль), Большой театр кукол

 


По-видимому, у петербуржцев, в отличие от многих москвичей, словосочетание «кукольный театр» не ассоциируется только с детским утренником. И немалую роль в этом сыграл Большой театр кукол, один из важных ньюсмейкеров петербургской театральной жизни. Polverone — спектакль по «Семи тетрадям жизни» знаменитого сценариста, работавшего с Феллини, Антониони и Тарковским, писателя, поэта Тонино Гуэрры. Если вы еще не знакомы с театром под руководством Руслана Кудашова, этот поэтичный спектакль — отличный повод установить контакт.

Враг народа

МДТ – Театр Европы

Враг народа, МДТ – Театр Европы

 


Когда эта пьеса была поставлена МХТ (более ста лет назад), а роль Стокмана играл Станиславский, текст Генрика Ибсена, произносимый со сцены, буквально вызывал народные (правда, скорее студенческие) волнения. Ныне же это произведение дает возможность скорее увидеть сегодняшние и крайне болезненные явления в некотором философском обобщении, обрести дистанцию, без которой невозможно понимание и осмысление. Сергей Курышев играет не просто доктора-интеллектуала, но думающего человека. А это, наверное, одна из самых сложных ролей мирового репертуара. Размышления Курышева-Стокмана, напряженная внутренняя работа, явленная зрителям, буквально гипнотизируют публику.

Дядя Ваня

МДТ – Театр Европы

Дядя Ваня, МДТ – Театр Европы

 


Москвичам-театралам есть с чем сравнивать спектакль Льва Додина. И контекст здесь далеко не самый плохой: прежде всего это постановка Римаса Туминаса. В петербургском «Дяде Ване» знаменитые актеры МДТ, среди которых умница и красавица Ксения Раппопорт, играют несчастных людей, в чем-то нелепых и инфантильных. Их судьбы несчастливы, но Додин говорит со зрителем в первую очередь не о вселенском отчаянии и безнадежности, а просто о жизни, которую нужно прожить.


    Репертуар Малого драматического театра — Театра Европы


Счастье

Александринский театр

Счастье, Александринский театр

 


Каждому времени — своя «Синяя птица». Спектакль Андрея Могучего по пьесе Мориса Метерлинка адресован современным зрителям (не только детям, ведь всякий взрослый когда-то был ребенком, хоть в это порой и трудно поверить). Краски здесь очень яркие, образы и мизансцены — изобретательные. В общем, лучше, чем 3D. Но из всего этого неожиданно вырастает битва Митиль с Царицей Ночи за жизнь Мамы. И оказывается, то даже в век айфонов счастье невозможно без жертвенности.

Жаворонок

Молодежный театр на Фонтанке

Жаворонок, Молодежный театр на Фонтанке

 


Молодежный на Фонтанке — театр для людей со всеми плюсами и минусами этой концепции. В «Жаворонке» проявились лучшие ее стороны. Сложный длинный текст Жана Ануя здесь умно разложили на разные театральные жанры (от фарса до трагедии), а главное — обжили, наполнили обаянием, сочувствием. Получилось очень современное, без плоских нравоучений сценическое высказывание о необходимости быть собой.

Танец Дели

ТЮЗ им. Брянцева

Танец Дели, ТЮЗ им. Брянцева

 


Тридцатилетний режиссер Дмитрий Волкострелов определенно становится культурным героем нашего времени. А «наше время» стало героем, которое Волкострелов исследует. Его «Танец Дели» продолжает линии спектакля-события Shoot/Get treasure/Repeat и номинированной в этом году на «Золотую маску» «Злой девушки». Артистам (в том числе и старожилам ТЮЗа) пришлось освоить новую манеру существования на сцене, проповедуемую Волкостреловым: и не переживание, и не представление, и не отчуждение, а, так скажем, внутренне дистанцированное наблюдение.

Ленька Пантелеев

ТЮЗ им. Брянцева

Ленька Пантелеев, ТЮЗ им. Брянцева

 


Этот спектакль назван мюзиклом. И в нем есть все, что нужно для отличного мюзикла: живой бэнд на сцене, хорошая хореография (Максима Диденко), общий драйв и чувство команды. А еще в нем есть брехтовская сила и идейный порыв (Брехт сегодня возвращается на сцену, и это уже тенденция). Ленька Пантелеев, главный герой истории, — налетчик, легенда криминального мира, противник НЭПа, сердцеед, а в душе поэт. Играет этого персонажа — мечту артиста замечательный Илья Дель, лауреат премии «Прорыв».


    Весь репертуар ТЮЗа имени Брянцева


Кармен

Театр на Литейном

Кармен, Театр на Литейном

 


При упоминании Кармен многим приходят в голову игривые и пошловатые строки «У любви, как у пташки, крылья». Здесь история совсем другая. Два режиссера-женщины поставили спектакль о свойствах страсти мужчин. На сцене — восемь артистов, восемь проявлений дона Хосе. И (что закономерно) о чувствах они говорят на языке современного танца — то иронично, то серьезно настолько, насколько серьезным можно быть только в танце.

Мой уникальный путь

Приют комедианта

Мой уникальный путь, Приют комедианта

 


Григорий Дитяковский поставил спектакль-притчу о даре, преображении действительности и отношениях поэта и толпы. Как неоригинальны и, быть может, даже банальны эти темы! Но в постановке по пьесе Брайана Фрила все сложнее, чем романтические схемы. Непрезентабельно одетый Фрэнк, «целитель», то ли гений, то ли шарлатан, не может толком припомнить, отца или мать он недавно похоронил, или в страхе бросает рожающую жену одну в поле. В этой постановке есть горечь и радость жизни, ирония и восторг, любовь и боль. Кажется, режиссер принял многое из пьесы «на свой счет» и (метафорически) на счет театра вообще. Вероятно, поэтому спектакль задевает за живое.

Бал вампиров

Театр музкомедии

Бал вампиров ,Театр Музкомедии

 


Вампиры нынче в тренде: от собирающих все «Золотые малины» «Сумерек» до неформального сериала «Настоящая кровь». А в Театре музкомедии про этих героев сегодняшнего дня поставили на удивление качественный мюзикл. Главная фишка истории, придуманной Романом Полански еще в 60-е, в том, что она адски иронична. Своего рода лозунгом этого театрального праздника непослушания могут стать слова одной из арий «Как смешно быть мертвым!». Ну и конечно, артисты здесь от души дурачатся (но при этом очень неплохо поют), а художники творят чудеса с помощью новых технологий и вспоминая забытые сценические трюки времен барокко.


    Полная театральная афиша Санкт-Петербург 

http://afisha.mail.ru/theatre/articles/38002/

 

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе