Исключения, конечно, есть — отдельные удачи случались в МХТ имени Чехова, какая-то жизнь забурлила в Вахтанговском. И всё. Засилье средних, необязательных спектаклей — тенденция нескольких последних сезонов, щедро подкармливаемая целой компанией театров.
Закономерно внимание приковывают коллективы, где недавно поменялось руководство. От них ждёшь результатов. Перемен. Только вот ожидания не всегда оправдываются. Интересно — почему? От лени ли, невнимания к коллективу и процессу, завышенных амбиций? Или по несчастливой случайности?
Смена участи
В Театре на Малой Бронной, например, текущий процесс тих и малозаметен. Театр почему-то стыдится амплуа бульварного, хотя английская комедия «Концерт для белых трубочистов» получилась вполне пристойно, и есть смысл продолжать именно эту линию, а не претендовать на интеллектуальность.
Хотя грядущая в начале нового сезона «Аркадия» Тома Стоппарда явно предполагает поразить любителей сложного, умного театра. Получится ли — посмотрим.
Возглавивший в нынешнем сезоне Драматический театр Станиславского Александр Галибин, увы, пока мало что изменил во вверенном ему хозяйстве.
Выпущенные им как режиссёром спектакли, один удачный — «Авария», один средний — «Я пришёл» и один откровенно неудачный — «Бабьи сплетни», лицо театра, как планировалось, не сформировали. Направление как смутным было, так и осталось. Может, второй сезон принесёт больше удач новому худруку?
Приблизительно в одно время сменилось руководство у Театра Вахтангова и Театра наций. И отрадно, что там стало происходить движение.
Общий путь пока сложновато сформулировать, однако сам факт «оживления» весьма радует. В Театре наций выпустили один из лучших спектаклей сезона — «Рассказы Шукшина» в постановке рижанина Алвиса Херманиса.
Сочетание стиля и поразительной актёрской достоверности, отстранённости и погружения впечатлило по полной программе. Продолжается и интересная гастрольная политика — в частности, весенний визит ташкентского театра «Ильхом», коллектива значимого, авторского, сильного актёрски, тоже на совести Театра наций.
В Вахтанговском же теперь довольно агрессивная политика. Это соответствует и стилю режиссёра Римаса Туминаса, чему подтверждение его «Троил и Крессида».
В спектакле царит злобное насмешничанье над обществом, перекрывающее и сюжет, и эмоциональную картину. Скорее всего, в первой премьере нового сезона, чеховском «Дяде Ване», нас ожидает не меньшая агрессия по отношению к людям.
Однако в театре горой стоят за своего руководителя (как известно, Минкульт мог не продлить завершающийся летом контракт с Туминасом, но дело кончилось мирно не без участия коллектива, и режиссёр останется как минимум ещё на год) — видимо, большинство устраивает такое положение дел.
По части переходов власти уходящий сезон выдался неспокойным. Общественность до сих пор приходит в себя после громкого скандала в ГИТИСе, когда внезапное увольнение ректора Марины Хмельницкой и воцарение дикого персонажа по фамилии Шерлинг повергло всех в шок.
И это на фоне подготовки к новому учебному году, в процессе работы приёмной комиссии. Три дня открытого бунта студентов, педагогов и всех примкнувших к ним увенчались успехом — Шерлинг был смещён, порядок восстановлен. Выборы нового ректора должны пройти осенью.
К счастью, менее шумно происходила смена руководства в Центральном доме актёра. После печальной кончины многолетнего директора дома Маргариты Эскиной было много разговоров о том, кто займёт её место.
Желающих на такое хозяйство, конечно, хватало. Проблема разрешилась мирно: общественным директором дома стал Владимир Этуш, а директором-распорядителем — дочь Маргариты Эскиной Александра. Скорее всего, сильных перемен в жизни дома не произойдёт.
Традиционными премьерными ньюсмейкерами же — если говорить о крупных театрах — уже который год остаются прежние: «Сатирикон», чеховский МХТ, Российский молодёжный театр, отчасти «Современник». Там стараются не выпускать случайных спектаклей — они все встроены в общую репертуарную политику.
Не сказать, что там выпускаются сплошь шедевры. Совсем нет. Но яркое, неординарное, спорное — это безусловно. Об их спектаклях говорят. Их интересно анализировать. Это, как ни крути, вершины, которые хоть и не влияют на процесс — на него нынче ничто не влияет, настолько он хаотичен, — но обозначают его.
«Сатирикон» выпустил две крупные работы — «Синее чудовище», синтез цирка и комедии дель арте, и восстановленное «Доходное место», которое за годы отсутствия в репертуаре не утратило актуальности. Тема выбора, поставленная в обоих спектаклях, — одна из лучших для обсуждения, в том числе и со сцены.
МХТ по-прежнему лавирует между коммерческим, масскультовым театром и авторским. Порой смешивая оба варианта. Сложносочинённый спектакль (как «Трёхгрошовая опера») может быть понятным любому зрителю, а откровенно развлекательный (как «Пиквикский клуб») заставляет задумываться, искать вторые смыслы.
А рядом, например, совсем камерный спектакль «Дыхание жизни», современная пьеса в соединении со звёздными актрисами. Таких работ, кстати, не хватает — скромных и необычных. Экспериментальных. Где чувствуется поиск нового.
Во многом на плаву сезон держат театры небольшие, но активные. «Студия театрального искусства» Сергея Женовача и студия SounDrama Владимира Панкова, Театр.doc и недавно возникший «Другой театр».
Здесь поиск нового — это система, а не разовая акция. Язык и материал, актёрское существование и режиссёрские направления как возможность поговорить о сегодняшнем дне.
Лестница в небо
Отрадно, что за сезон появились спектакли — образцы качественного авторского театра. Причём прозвучали высказывания среднего поколения — Николая Рощина, Кирилла Серебренникова, Ивана Поповски, Владимира Агеева. У двоих первых работы горькие, безысходные. Предельно мрачные. И предельно логичные, достоверные в ощущении времени.
Похоже, что режиссёры ставили о том, что их и в самом деле волновало. Заодно экспериментировали с формой, выбирая новые для себя приёмы.
Так, Николай Рощин в спектакле «Савва. Ignis sanat» (творческое объединение «А.Р.Т.О» совместно с Щукинским училищем) побыл минималистом, сделал работу, скупую на внешние выразительные средства, но необыкновенно насыщенную психологически, а Кирилл Серебренников сочинил своего «Киже» (МХТ) через музыку, исходя из неё.
Однако, углубляясь в форму, Серебренников не забыл о содержании: его «Киже» — об иллюзиях, поглощающих разум. И страшных последствиях такого самообмана.
А другой новый спектакль Серебренникова, «Трёхгрошовая опера», выпущенный под конец сезона, — ещё более пугающий. Он о деформации сознания.
О том, как безвозвратно меняется человек под влиянием обстоятельств. И как далеко можно в итоге зайти, пытаясь остаться самим собой. Очень эффектный внешне (одно появление князя тьмы в финале чего стоит), спектакль получился серьёзный и умный. Неторопливый. Этакого размышлительного толка. Чтобы, выходя из зала, можно было продолжать думать.
Если не уходить от привычного стиля, но добавлять в него новые краски, тоже может родиться интересный результат. Как у Владимира Агеева в его «Саломее» («Модернъ»).
Трактовка самой известной пьесы Оскара Уайльда получила воплощение, строго соответствующее как тексту, так и почерку режиссёра. «Саломея» Агеева горька, слегка цинична и завораживающе прекрасна.
Изысканные, поэтичные, холодноватые уайльдовские строки, сохраняя некоторую отстранённость, раскрываются жаром и жизнью. Режиссёр изучает природу любви, рассматривает разные её лица — от любви чувственной до любви-власти. Сыгравшая царевну Саломею Ирина Гринёва подтвердила репутацию одной из лучших столичных актрис.
А вот мэтры в течение сезона предпочли молчать. Возможно, результаты молчания явит сезон следующий.
Несмотря на случившиеся отдельные удачи, смутные времена для театрального процесса продолжаются. Видимо, скоро предстоит решить, что лучше: много случайных спектаклей или вовсе никаких. Как известно, столичный департамент культуры объявил, что в следующем сезоне не будет финансировать премьер.
И каждому театру придётся в одиночку решать вопрос о продолжении своей жизни. Быть может, это убережёт кого-то от появления в репертуаре лишних названий.
CHASKOR.RU