Абсурд на коньках: театральная олимпиада удивила на старте

Международный форум, начавшийся во Владивостоке, помимо спектаклей представит мастер-классы, перформансы, лекции, круглые столы.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем


Дальний Восток стал первым регионом России, принявшим участников и гостей Международной театральной олимпиады. За несколько дней до официального открытия, которое состоится в Санкт-Петербурге 15 июня, марафон фактически уже начался во Владивостоке. 9 июня первым названием в дальневосточной театральной афише стала «Женитьба» — спектакль Валерия Фокина по пьесе Николая Гоголя, поставленный в Александринском театре в 2008 году. «Женитьба» была дважды показана на Приморской сцене Мариинского театра во Владивостоке, на днях ее увидят в Хабаровске.


Старейший российский театральный коллектив за 263 года своего существования во Владивостоке не был ни разу. Поэтому, как выразился режиссер в разговоре с «Известиями», спектакль нужно было выбрать таким образом, чтобы он подходил для первого знакомства, «а знакомиться нужно вежливо». Пьеса, сценическая судьба которой началась на александринской сцене в 1842 году, считается хрестоматийной. Однако же, подчеркнул Валерий Фокин, Гоголь был юным автором, представителем молодой драматургии. Важно было сделать и другой акцент: показать, как можно сохранить форму давней постановки, поддержать ее свежесть.

Не будет преувеличением сказать, что спектакль Александринки уже имеет статут театральной легенды. В свое время решение режиссера поставить на коньки Агафью Тихоновну и ее женихов для части театральной публики было едва ли не шоком, но аттракцион оказался плотно сплавлен с вниманием к слову. Роскошная неподвижность Подколесина, слившегося в нерушимом, «обломовском» единстве с диваном, и неловкие антраша, которые герои-конькобежцы выделывают на катке-балагане, являют собой борьбу и единство противоположностей; гоголевский текст, помещенный между этими полюсами, звучит поистине головокружительно.


Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем


При этом персонажи — чудаковатые, существующие на грани абсурда — не шаржи, а живые люди со своими печалями и мечтами. Чуткости к «маленькому человеку» в спектакле больше, чем насмешки и зубоскальства. Игорь Волков в роли Подколесина фактически дал урок актерского мастерства, который можно рассматривать в том же ряду, что и встречу Валерия Фокина со студентами и творческую лабораторию Теодороса Терзопулоса, знакомившего со своим методом молодых актеров и студентов творческих вузов Владивостока.

Спектакли, мастер-классы, перформансы, лекции, круглые столы пройдут помимо Владивостока в Хабаровске, Петропавловске-Камчатском, Магадане, Южно-Сахалинске. Среди зарубежных участников — театр Аттис (Афины, Греция), Национальный театр (Хельсинки, Финляндия), компания EL Local Espacio de Creation (Барселона, Испания). Параллельно с Россией в этом году театральная олимпиада проходит и в Японии. Ее принимает «Тога» — один из крупнейших театральных центров мира, созданный Тадаси Судзуки, всемирно известным режиссером и теоретиком. Его компания SuzuKi Company of Toga также заявлена в дальневосточной олимпийской программе.

Председатель международного комитета театральной олимпиады Теодорос Терзопулос и художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин, представляющий в оргкомитете Российскую Федерацию, рассказали о программе форума и его основных целях. По словам Теодороса Терзопулоса, во время предыдущей олимпиады, которую принимала Индия в 2014 году, зрительская аудитория составила более миллиона человек. В обществе, частично сохраняющем фрагменты архаической кастовой структуры, не было возможности даже использовать термин «театр», его заменили более привычным «ритуал», что не помешало олимпиаде дать мощный импульс театральному движению в Индии.

В России олимпиада главный акцент делает на регионы. Задача, сформулированная Валерием Фокиным, звучит так: «Как можно больше людей привлечь к театру и познакомить театральную общественность с новациями и ведущими коллективами из разных стран, которые просто так к нам не приедут».



СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»

Театральная олимпиада проходит в России во второй раз, первая состоялась в 2001 году. Она продлится несколько месяцев и завершится в Петербурге в дни работы очередного Культурного форума; запланировано участие 50 театральных коллективов из 21 страны.

Автор
Варвара Свинцова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе