Актеры для ног, рук и головы

Кукольный театр бунраку на Чеховском фестивале

Чеховский фестиваль продолжает планомерную работу по приобщению московской публики к традиционным жанрам японского театра. За несколько лет фестиваль привез несколько трупп театра но, одну из самых знаменитых трупп кабуки и спектакль, составленный из старинных фарсов кеген. Нынешний гость, может быть, самый экзотический из всех: кукольный театр бунраку очень редко и неохотно выезжает за пределы Японии. Директору Чеховского фестиваля Валерию Шадрину понадобилось несколько лет, чтобы уговорить японских кукольников нанести официальный визит в Россию.

Постоянные зрители фестиваля непременно обратят внимание на то, что бунраку исполнят ту же самую пьесу, что играла в Москве труппа кабуки,— "Самоубийство влюбленных в Сонэдзаки", этакий японский вариант "Ромео и Джульетты". Это не случайно — у кабуки и бунраку общие корни, а многие пьесы, которые впоследствии стали основой репертуара кабуки, изначально предназначались именно для кукольного театра. Одна из них как раз "Самоубийство", написанное классиком японской литературы Тикамацу Мондзаэмоном. В свое время, то есть в конце XVII и начале XVIII веков, именно сотрудничество Мондзаэмона с певцом Такемото Гидаю послужило тому, что искусство бунраку обрело свою новую форму. 

Сам жанр театрального представления, соединяющий кукольное действо с народным песенным сказом, родился на сто лет раньше — в конце XVI века. Само же слово "бунраку" произошло, как принято считать, от имени организатора и постановщика первых спектаклей Уэмуры Бунракукэна, жившего во второй половине XVIII века. Уже в XIX веке в Осаке был открыт театр, названный в его честь. Над входом было написано: "Дозволенный правительством кукольный театр бунраку". А 2003 году японский традиционный театр кукол был взят под охрану ЮНЕСКО как культурное достояние всего человечества. 

Куклы в театре бунраку очень большие — почти в человеческий рост. Кукла — это деревянная рама прямоугольной формы, опутанная сложной системой нитей, которыми крепятся разные части тела. Ноги бывают только у мужских кукол, да и то не у каждой. Обычно кукла монтируется прямо перед спектаклем, в зависимости от роли на раму крепятся соответствующие конечности (очень, к слову сказать, подвижные — кукла может спокойно шевелить любым пальцем) и надеваются соответствующие одежды. Головы у кукол тоже очень эффектные — они умеют моргать, двигать зрачками и губами, шевелить бровями, высовывать язык. Если лицо персонажа должно резко изменить выражение или преобразиться (например, в сценах боев или если персонаж оказывается оборотнем), то голову практически незаметным для зрителя мгновенным движением меняют. 

Каждую куклу, как правило, ведут три оператора. Главный кукловод управляет головой и правой рукой, второй отвечает за движения левой руки, а третий — за ноги. Новички именно с ног и начинают. Они должны научиться вести куклу так плавно, чтобы она казалась настоящим человеком. Обычно лицо главного кукловода (а им чаще всего бывает какой-то знаменитый мастер) видно зрителям, а два других кукловода не видны вовсе, поскольку они одеты в абсолютно черные одежды и сливаются с фоном. На самом же деле эффект от мастерства кукловодов таков, что уже через несколько минут после начала спектакля зрители совершенно забывают, что перед ними на сцене не люди, а куклы. 

Представление бунраку сопровождается голосом певца-сказителя гидаю (название амплуа произошло от имени уже упоминавшегося знаменитого певца) и ритмическим музыкальным аккомпанементом на трехструнных лютнях (сямисэнах) и барабанах. Гидаю, словно переводчик-синхронист, говорит от лица всех занятых в представлении кукол — мужчин, женщин, детей, меняя тональность от баса до фальцета. Разумеется, как и в любом японском ремесле, мастерство бунраку передается медленно, годами — от учителя ученику из рук в руки. Мастерство понимать театр бунраку, естественно, за один вечер тоже не осилить. Но это же не повод отказаться от уникального экспресс-курса, который предложен фестивалем имени Чехова. 

Театр им. А. С. Пушкина, 30 июня—4 июля, 6-8 июля, 19.00 

Коммерсантъ

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе