Четвертый день фестиваля: «Чайка» (Япония)

XV Международный Волковский фестиваль 21 сентября «Чайка» Театр «Читен», Киото, Япония Вторую «Чайку» Волковского фестиваля представила японская труппа «Читен» во главе с режиссером Мотои Миуро. В 2005 году Миуро выиграл с этой постановкой режиссерский конкурс на Toga Festival, а год спустя – премию Агентства по культуре. Мастерство талантливого японского коллектива признали не только на родине, но и в Европе и России. Д

Два года назад театр со своей версией «Кориолана» был приглашен в Шекспировский «Глобус», исполнительный продюсер которого заметил артистов «Читен» на их московских гастролях. То, что зрелище не будет похоже не то что на классический вариант «Чайки», но и на нередкие осовремененные трактовки, понятно сразу. Актриса, которая сыграет Нину, рассказывая об истории спектакля с момента его первой постановки на сцене, разносит по зрительным рядам чай с печеньем, привезенным из Киото, и шутит про созвучные в русском языке «чай» и «чайку» и невыносимо длинные, незапоминаемые русские имена. В зале смеются и гадают, что это – уже часть представления или просто дань японским традициям. Но нетерпеливо заглядывающий девушке через плечо Костя Треплев не оставляет сомнений: спектакль давно начался, даже если вы не заметили как. Привычной последовательности событий хорошо всем знакомой четырехактной «Чайки» на сцене нет. Это, скорее, смесь эпизодов жизни и эмоций – некая ретроспектива глазами самого Треплева, если бы он смог рассказать эту историю с того света или впустить зрителей внутрь своей с самого начала замотанной головы. Остальные персонажи тоже, по всей видимости, проекция его отношения к ним. Докучающая Маша будет выпивать и странно лаять вместо разговора, а Медведенко – все звать ее домой, как бы ни поворачивался сюжет. Аркадина – Костина мать – почти все время проведет с недоуменным и недовольным лицом. Тригорин – странный франт, который будет пытаться силком утащить приглянувшуюся ему Нину. Оставшиеся же чеховские персонажи лишь подразумеваются. То, от чего в «Чайке» отказаться невозможно, – премьера не понятой окружающими пьесы Треплева. Занятно, что Костя просит остановить представление не столько даже из-за реакции его публики, сколько из-за неестественной игры обожаемой им Нины, которая к концу монолога заходится в нелепых стенаниях. И тут обычное для большинства постановок Костино самобичевание отходит на второй план, ведь он говорит, что не только писать пьесы дано лишь избранным, но и играть на сцене. Дальнейшие неудачи Нины в актерской профессии тоже вдруг становятся совершенно логичными: она с самого начала неспособна к хорошей игре. Как ни странно, японский взгляд на Нину вообще оказался до буквального близок к чеховскому. С самого начала спектакля героиня одета в белый костюм, к которому там и тут приторочены птичьи перья, – она чайка. А ведь именно Чайкой Чехов называл Нину в письмах и разговорах. Самой птицы в постановке нет, но ее символ поражает своей неожиданностью, необычностью и тонкостью: пропеллер, висящий под потолком над сценой, начинает вращаться, и с него медленно летят белые перья. Бессмысленно описывать все детали и приемы постановки. Но будьте уверены, что она продолжит удивлять до самого конца: выстрелами, степом, внезапным русским монологом посреди японской речи, ни на что не похожим режиссерским подходом, прекрасными актерскими работами и, как ни странно, своей невероятной легкостью, несмотря на постоянную тему смерти и поглощающих героев жизненных неудач. «Чайка» – не единственная чеховская пьеса, поставленная киотским театром. Это одна из частей проекта «Четыре великих шедевра Чехова», среди которых также «Вишневый сад», «Три сестры» и «Дядя Ваня» – некоторые из них российский зритель мог оценить во время гастролей «Читен» несколько лет назад. Несомненно, жаль, что программа Волковского фестиваля не позволяет вместить их все.
Ярославский регион

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе