Руководитель лаборатории ШДИ — о театре художника, работе со словом и Хэмингуэе
В театра «Школа драматического искусства» идут репетиции к премьере «Последнее свидание в Венеции» по Хемингуэю. Спектакль ставит Дмитрий Крымов — руководитель лаборатории “Школы”, работающий в жанре «театра художника». ТеатрALL поговорил с Крымовым о картинах, словах, репетициях, новом спектакле и других его спектаклях, идущих в репертуаре ШДИ.
До некоторых пор Дмитрия Крымова называли театральным художником — множество оформленных спектаклей в послужном списке, свой курс сценографов в ГИТИС, работа с Михаилом Барышниковым. Однако признать за ним право лишь на одну, пусть и очень престижную профессию означало бы погрешить против истины. Руководитель собственной лаборатории в театре «Школа драматического искусства», основанном Анатолием Васильевым, стал в России родоначальником жанра «театра художника» — то есть растущего из визуальных решений, но к ним одним не сводящегося. В своих новых спектаклях Крымов все чаще работает с текстом — о них и о прежних работах ТеатрALL поговорил с режиссером-художником.
Дмитрий Анатольевич, как Вы сами относитесь к термину «театр художника»?
Мне все равно. Мне почти все равно… Ну, художник – хорошее слово, я польщен (смеется). Художник! Ничего себе! Надо заслужить, что бы тебя так называли.
В какой момент вы поняли, что стали художником?
Когда написал несколько действительно хороших картин. Когда поставишь хороший спектакль, точно хороший, слова, конечно, нужный, но во вторую очередь. Также и с картинами. Когда это не абсолютно хорошая вещь, ты колеблешься, волнуешься, нужны подтверждения со стороны.
Вы не хотели сделать персональную выставку?
Я не пишу картин уже больше десяти лет. Масштабная персональная выставка была в 90-х годах в Русском музее. Этот комплекс изжит. Краской нужно жить, волноваться, когда чувствуешь ее запах. А я сейчас волнуюсь, когда чувствую запах артиста или студента.Сейчас идет спектакль – вот моя выставка!
"Спектакли рождаются из кухонно-театральных желаний".
В вашей «Тарарабумбии» - фантастическом шествии «по Чехову» - есть циркачи, акробаты, сложнейшие сценические трюки, 80 артистов, больше 300 костюмов, но нет слов. В спектакле «Демон. Вид сверху» богатейшая симфония звуков - звучит Бах, дождь стучит по крыше, собаки лают, а текста снова нет. Но вот две последние премьеры Лаборатории - «О-й! Поздняя любовь» и «Евгений Онегин» - прямая противоположность тому, что Вы делали раньше. В них текст занимает едва ли не первое место.
Это все из-за актеров — чтобы они могли выразиться. Им ведь нужны слова и отношения. Сначала мы выстраивали отношения со зрителями – в спектакле «Смерть Жирафа» артисты произносят монологи, но друг с другом не общаются. В спектакле «В Париже» герои начали друг с другом немного общаться. И совершенно другая бездна открылась. Раньше я с актерами меньше работал.
Сейчас мне хочется сочетать те старые способы работы с актерскими способностями, уникальными способностями, которые ничто другое не заменит. Что-то невероятно интересное таится на этом стыке… Текст для меня – новое и очень интересное препятствие. Но это не смена палитры, это ее развитие. Я просто докупил несколько новых красок, чтобы картина была богаче. Хотя, конечно, фантасмагорию можно и тремя красками создать. «Герника» Пикассо именно так написана – тремя красками.
А как вы понимали, что пора меняться?
Это очень понятное чувство - как только тебе стало скучно. Театр художника – это пять способов, ну десять, ну пятнадцать. И когда они все известны, становится скучно. Иногда при помощи текста какие-то вещи можно выразить гораздо глубже.
Ваше несколько неожиданное выступление на Культурном форуме в Петербурге разошлось среди театральной общественности как манифест (Крымов очень определенно высказался в поддержку оперы «Тангейзер» - ТеатрALL). Дмитрий Анатольевич, почему Вы заговорили?
Я готовился к несколько другому течению событий и думал, что разговор будет творческий, о делах авторского театра, как было заявлено. Я ведь на эту тему думаю беспрерывно. Но я увидел довольно политизированное сборище, и тут уже глупо было говорить про творчество, потому что театральные деятели собрались там не за этим. И если уже собрались (а многих людей, которые там были, я очень уважаю), и меня позвали именно для этого (не предупредив, правда) мне хотелось сказать: я с вами, друзья, а как иначе. Я никого не хотел эпатировать.
"Безответственность - это прекрасно"
Получается, что вместо того, чтобы заниматься собственно театром, режиссеры и актеры вынуждены бесконечно подписывать какие-то коллективные письма в защиту коллег и всячески бороться за собственное право на профессию… Эта ситуация влияет на то, что и как вы говорите со сцены?
Это невозможно не учитывать, это как воздух. В какой жизни живешь, то и поглощаешь. Специально я не делаю ничего. Ни одна работа не задумывалась мной, как реакция на конкретное событие. Спектакли рождаются как-то иначе, из кухонно-театральных желаний. Меня развитие языка очень сейчас интересует. Нужно испытывать драйв, идя на репетицию, как мальчик на первое свидание. Это ведь может уйти. Это ведь кем-то ниспослано. Я сейчас читаю потрясающую книжку Синявского «В тени Гоголя». Он так ясно и так жестко разбирает то, как Гоголя покинула муза, как от него ушел юмор и во что он превратился. Как он кричал на всю Россию о помощи, с просьбой молиться за него…
Я недавно был на большой выставке скульптуры Пикассо. Инне - моей жене - говорю: ты знаешь, чем отличается гений от не гения? Юмором! Вот первый зал у него ученический, а со второго начинается вакханалия всего — дико юморное, бешеное отношение к культуре, к себе, к материалу, к женщинам, мужчинам, к детям, старухам, животным, кошкам, козам – всем! Сумасшедший артистизм, который до конца жизни его не покинул, в отличие от Гоголя. Кто этим заведует? Как это удержать? Вот здесь кроется какая-то серьезная тема для размышления…
Ну, а ваша муза с вами?
Я на такие вопросы боюсь отвечать. Вы меня серьезно спрашиваете, а я не хочу отвечать, не хочу серьезно к этому относиться. Может, я, таким образом, еще немного протяну… Не хочу всерьез думать, всерьез говорить, не хочу впадать в рабство собственных высказываний: «Вот вы вчера сказали». А я не помню, что я вчера сказал. Может, я ошибся…
Приятная безответственность.
Я хочу в ней быть, я слишком долго был ответственный и в живописи и в театральной декорации. Я вам скажу точно: безответственность - это прекрасно ( смеется).
Вы поэтому так свободно себя чувствуете с классическими текстами? Как лихо Вы подтруниваете, например, над Островским в спектакле «О-й! Поздняя любовь». Эта ирония от большой любви к классике?
Нет, это черта характера такая ( смеется). Мне жена все время говорит: «Ну, что ты надо мной смеешься!» А я отвечаю: «Ну, когда я перестану смеяться, вот тогда нужно беспокоиться!» Мы же не «Грозу» взяли, а менее известную вещь, интересно было вынуть другого Островского. Хотя вот сейчас, например, «Бесприданницу» делаем, но ее я хочу совсем перевернуть, конечно…
А как, собственно, рождаются спектакли вашей лаборатории? Жанр большинства из них обозначен как «коллективное сочинение». Но разве художник – не одиночка?
Для того чтобы что-то придумать, мне обязательно нужно быть одному. А потом можно идти дальше. Коллективное сочинение – это игра. Так мы называем только самые бешеные наши спектакли – «Тарарабумбию», «Демона», «Опус №7». «Поздняя любовь» — это, например, не сочинение, а спектакль. Как и новая работа по Хемингуэю – спектакль.
Что это будет?
Мы ставим удивительный роман «За рекой в тени деревьев» про бывшего генерала, разжалованного в полковники. Ему 50 лет, он влюблен в 19-летнюю венецианку. Он умирает, и перед смертью приходит к ней. Это такое длинное последнее свидание в Венеции. Я пригласил в работу удивительного актера Сашу Филиппенко, девушку сыграют сразу три актрисы – Маша Смольникова, Кристина Пивнева и Алина Хадживанова.
У Хемингуэя очень хорошие диалоги. За ними всегда — айсберг. Проза, которую он отточил до совершенства, удивительно театральная! Самочувствие, больное сердце, Венеция, прекрасная девушка – она и дочка, и любимая женщина, и богиня одновременно. И их взаимная любовь, почти идеальное, на девяносто девять процентов, единение. Но одного процента достаточно, чтобы идиллия была разрушена…
Проект для детей «Своими словами», в котором произведения «взрослой литературы» пересказывают четыре персонажа из разных стран, успешно начался «Евгением Онегиным». Ужасно интересно, как вы будете пересказывать детям заявленный «Капитал» Маркса…
Это, конечно, не совсем пересказ и даже не дайджест. Мы как бы выборочно снимаем книжки с родительской полки, куда дети хотят сунуть нос, но им не разрешают. И говорим: «Не бойтесь, это очень интересно! Мы попробуем вам объяснить, почему. Хотя сами многого не понимаем! Вам предстоит очень интересная жизнь, ребята».
Что касается «Капитала». Мы все, не только экономисты, 70 лет прожили под знаком этой книжки, значит, есть повод для разговора – даже с детьми, а может и именно с детьми…
То есть дети в зале – обязательное условие спектакля «Евгений Онегин»? Он ведь на самом деле совсем не детский…
Без детей спектакля нет. Главное, рассказывать его в их присутствии, к ним обращаясь. Но и взрослые, конечно, в зале не просто так сидят – с пальто и в ожидании, когда же их дети освободятся. Наш «Евгений Онегин» — это такая двустволка, когда нажимаешь сразу на два курка…
Все спектакли Лаборатории чрезвычайно изобретательно называются — «Сэр Вантес. Донкий Хот» или «Русский блюз. Поход за грибами».
Всегда хочется называть спектакль, намекая на игру, которая там заведена. Вот тот же «Русский блюз» — в нем идея метаморфозы, превращения одного в другое – она идет с самого первого нашего спектакля «Недосказки». Я давно хотел так сделать: взять палочку, сделать из нее Буратино, недоделать, палочка куда-то вдруг летит, во что-то превращается, и вот уже утка, а потом яйцо, а потом Царевич, Пушкин, Дантес… Так вот пройти по миру, взяв только карандаш или щепочку.
Что вы думаете о тенденции сближения галерейного искусства с театром? Выставки все чаще пытаются ожить, предпринимается попытка их театрализации, в спектаклях нередко сценография побеждает режиссуру…
Я не думаю большими пластами: куда все идет, куда все движется… Театр – это движение сюжета, это рассказ о чем-то во времени. Это особая категория, которой не обладает не инсталляция, ни перформанс. С театром можно сравнивать все что угодно, даже кухонный скандал. Но театр – это театр (смеется).
А зачем Вам театр?
- ( долго молчит) …Ну как Вы бы спросили волшебника, зачем ему волшебство? Был цилиндр, и вдруг - заяц! Я сейчас не про фокусника, а именно про волшебника. Это другая реальность. Зачем мне другая реальность? Потому что этой мало.
Осталось ли что-то в архивах Вашей семьи – в наследии Анатолия Эфроса и Натальи Крымовой - что еще не опубликовано?
Нона Михайловна Скегина, дай бог ей здоровья, потрясающий собиратель архива моего папы, издатель его книг, сейчас делает книжку про детский театр Анатолия Эфроса. Мне она пока не показывает. Со страхом и волнением пошла посмотреть моя жена, вернулась под большим впечатлением. Ведь можно увлечься и опубликовать то, что публиковать не стоит. Но Инна говорит, что это действительно имеет смысл. Там очень много интересного.
Дмитрий Анатольевич, какие Ваши амбиции еще не изжиты?
Я свой голод в репетиции еще не удовлетворил. Глупо звучит, конечно, но мне большое удовольствие - репетировать. Это очень возбуждает. Непокоренные вершины каждый день. Но вообще Вы меня смутили этим вопросом. Я буду думать… Я бы хотел, что бы этот почти круглосуточный труд наш – актеров и художников – ценился не только тем, что мне самое дорогое – реакцией публики, но и государством, в котором мы живем, которое нам платит. Хорошо бы, чтобы в эту оплату входила зубная страховка, как вообще во всем мире принято. А у нас сфера культуры убогая, урезается финансирование все время. Хотелось бы, чтобы я на эту зарплату мог позволить себе нормальные, человеку свойственные вещи делать, не думая о том, что надо продавать старые картины, которые, кстати, неизмеримо дороже стоят, чем мои спектакли. Даже неловко сравнивать. Вот исчерпывающий пример. Мой помреж все время раньше покупала всем нам кексы на репетицию. В последнее время приходит без них. Что такое, спрашиваю. Она говорит: кекс стоил 60 рублей, а теперь стоит 190. Нет у меня на такие кексы денег…
Как люди театра могут повлиять на эту ситуацию?
Нужно любить свое дело и по-прежнему, назло всему, его делать, пока еще кто-то может это делать вот так – даже без кексов ( смеется).