Энергичный век

Худрук Театра Моссовета Евгений Марчелли — о том, почему сто лет не состарили легендарные подмостки.


Сто лет — это может быть возраст очень молодой, а может быть очень старый. Иногда и 20-летний театр выглядит выработавшимся. Но есть театры, которые заряжены на очень-очень долгий срок. Думаю, что Театр Моссовета — именно такой. У него есть внутренний потенциал и жизненная энергия.


С одной стороны, необходимо сохранить всё лучшее, что было, и попробовать это всё развить. С другой — надо придать импульс. Чтобы расширилась наша зрительская аудитория. Чтобы театр реально стал театром московского зрителя — и интеллигентной публики за 40, и молодежи, и старшего поколения, и школьников, только начинающих познавать театральное искусство.

Словом, зрительский диапазон хотелось иметь бы широкий. Пусть каждый, кто любит театр и нуждается в нем, найдет свое.

В конце сезона хотим выпустить «Бременских музыкантов» — сказку для семейного просмотра. Музыкальную, мажорную, радостную, веселую, игровую.

Юрий Иванович Еремин сейчас будет ставить свою следующую работу. Он приверженец традиционного театра. Многие его спектакли идут по 10–15 лет, и на них с огромным интересом ходят.

Андрей Сергеевич Кончаловский только что выпустил премьеру — «Супружеская жизнь. Перестройка».

На сцене «Под крышей» будем продолжать экспериментальное направление. В коммерческом плане оно нам ничего не дает. Но это важная территория поиска, где театр ищет своих режиссеров, свою драматургию. Хочется, чтобы у нас ставили очень сильные режиссеры. Со всеми, кто сегодня интересен, мы ведем переговоры.

Наш театр должен быть разным. Сочетать в себе и реалистическую традицию, и авангардные постановки, и сегодняшнее прочтение классических произведений.

Мы не отступаем от автора, мы находим ему новую адекватную форму. Классика, а это, как правило, трогательные и живые истории, должна звучать, а не выглядеть архаично-музейной.

Я очень люблю звезд. Потому что они яркие. Оглядываясь на историю Театра Моссовета, в первую очередь вспоминаешь звезд — Плятт, Марецкая, Раневская, Орлова, Тараторкин, Юрский…

Я ходил «на Казакова», «на Юрского», «на Раневскую» — увлекала сама возможность посмотреть на живых легенд. Но, как правило, звездам сложно петь в хоре, они все солисты.

К сожалению, не сложилось у меня с Виктором Сухоруковым. Я на него задумывал спектакль «Маскарад». Мне нужен был такой Арбенин — сумасшедший, одержимый, странный, такой черт, такой … ну я на него всё придумал. Но он отказался, и я эту работу отложил.

Театр, я считаю, это все-таки хоровое искусство, тут ансамбль имеет огромное значение.

При этом всегда приятно, когда в ансамбле есть звезды. Когда они тебя слышат, когда они не самодостаточны и не только свой театр придумывают, — огромное удовольствие с ними работать. Например, последняя работа с Еленой Валюшкиной в «БЕСприданнице» была чудесная. Она не просто слушала и слышала, а читала мои мысли, чувствовала.

К 100-летию наш театр прирос численностью. Решением департамента культуры к Театру Моссовета присоединили Театр «Мост». Это было, конечно, очень неожиданное решение. С одной стороны, страшноватое, с другой — интересное.

Нас соединили с театром, который изначально был любительским. Профессионалов-актеров там всего несколько человек. Пока я не очень понимаю, как нам действительно соединиться, поэтому мы стараемся аккуратно, деликатно, плавно найти территорию, где мы могли бы сотрудничать.

Вот уже вся молодежь «Моста» занята в массовых сценах в нашем спектакле «ШЕКСПИРГАМЛЕТ». В каком театре можно сделать так, чтобы на сцену из зала вышли 40 человек? А мы сделали. Плюс провели лабораторию «Московские истории». Театр «Мост» выбрал несколько пьес, наши режиссеры сделали по ним эскизы. Так мы ищем точки соприкосновения и взаимовыгодные интересы.

Театру «Мост» интересно присоединиться к профессиональному театру, получить максимум с точки зрения профессии. Театру Моссовета интересно иметь площадку, которая находится рядом. Возможно, как еще одно пространство для экспериментов. В общем, на сегодняшний день ничего такого, что напрягало бы и сильно расстраивало, я в этом объединении не вижу.

В чем сегодня заключается уникальность Театра Моссовета? Принцип театральной организации примерно везде одинаковый. Но есть определенное отличие нашего театра от других. Это уже не мои слова, это слова моих старших коллег.

Главное отличие, говорят они, состоит в том, что Театр Моссовета — это театр высокой внутренней культуры. У нас нет конфликта между поколениями. Старики любят молодежь, молодежь с почтением относится к мастерам. И на этом взаимоуважении строятся творческие и человеческие отношения.

3 марта — день, когда был учрежден наш театр. Но главное торжество состоится 24 апреля. Решили перенести его на разгар весны и задействовать сад «Аквариум», сделать там уличное представление перед спектаклем. А на балконе посадить играть большой симфонический оркестр. Чтобы зритель попадал в праздник еще на подходе.

Подробностей раскрывать не буду. Могу сказать, что режиссером вечера стала Марина Брусникина и она предложила свой, очень любопытный взгляд на историю театра. Приходите, будет интересно.

Автор
Евгений МАРЧЕЛЛИ. Автор — художественный руководитель Театра Моссовета, заслуженный деятель искусств Российской Федерации
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе