Евгений Марчелли о том, что ожидает зрителей в новом сезоне,

Евгений Марчелли, художественный руководитель театра драмы им. Волкова :«Любой режиссер – человек бесконечно ищущий и никогда не находящий то, что он ищет»

Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова в Ярославле – старейший профессиональный театр России. В этом году он в очередной раз привлек к себе всеобщее внимание, завоевав две «Золотые маски». Сейчас в Ярославле с успехом проходит ХIV Международный Волковский фестиваль. О том, что ожидает зрителей в новом сезоне, как живет труппа и какие спектакли должен посмотреть каждый, мы побеседовали с художественным руководителем Волковского театра Евгением Марчелли.

 

Как проходит ХIV Международный Волковский фестиваль? Что произвело на вас наибольшее впечатление?

– Мне кажется, что статус фестиваля в целом существенно усилился. Приезжают очень серьезные коллективы, удается пригласить такие практически невозможные на подъем театры, как МХТ, который в первый день показывал спектакль «Год, в который я не родился» с Табаковым. Это практически невозможно! Они не выезжают никогда и никуда. И вообще этот спектакль не вывозной. Но устроителям фестиваля удалось организовать этот приезд. Очень серьезные работы представлены на фестивале. Творческий уровень фестиваля повышается от года к году, этого нельзя не заметить.

Как реагирует публика?

– По-разному. Мне кажется, публика вообще на все реагирует по-разному. Так и должно быть. Поскольку представлены очень разные театры: и классические, и традиционные, и современные, и авангардные, то, конечно, и реакция публики может быть совершенно противоположной. Что-то принимается, что-то категорически не принимается, но это как раз и есть главное в фестивальной обойме. Есть то, что кому-то обязательно нравится.

Открытие фестиваля в этом году совпало со стартом сезона. Что ждет зрителей в новом сезоне, какие сюрпризы вы подготовили?

– Естественно, остается весь репертуар прошлого сезона. Мы будем играть все спектакли. У нас продолжается спокойная работа над теми произведениями, которые мы заявили в прошлом сезоне. Одно из них – это спектакль «Орфей и Эвридика», который выйдет на закрытие Волковского фестиваля в последний день. Это первая премьера этого сезона. Затем театр приступает к любопытному творческому эксперименту – это будет сказка для детей, балет «Щелкунчик» с драматическими артистами. Мне кажется, что это очень любопытная история. Ее ставит режиссер Руслан Кудашов, который как раз выпускает «Орфея и Эвридику». После нового года идут работы по спектаклю «Ромео и Джульетта». Это очень интересно, экспериментально, любопытно. Спектакль ставит молодой режиссер Семен Серзин, который поставил уже два спектакля на малой сцене – «Вий» и «Север». У меня приятное ожидание. Шекспир – это всегда очень трудно и интересно.

Наверняка будет какое-то новое прочтение?

– Безусловно, я на это надеюсь. Он молодой парень – креативный, творческий. Мне кажется, что он может попробовать рассказать эту историю с позиции художника сегодняшнего дня.

Какие работы выйдут в конце сезона?

– Спектакль по Маяковскому, Чехову, Ильфу и Петрову под условным названием «Свадьба». В нем будут сюжеты всех этих авторов и мы надеемся, что это будет некая комедия. Ее будет ставить Василий Сенин, ученик Петра Фоменко. Все работы, которые я перечислил, заявлены в сезоне, и они выйдут. Но помимо этого, конечно, будет работать малая сцена, я буду делать пьесу «Не боюсь Вирджинии Вулф». И будет работать постоянная лаборатория для малых форм, будем осваивать новое театрально пространство, которое у нас сейчас появилось. Также так называемая «сцена в буфете», где будут идти, скорее всего, поэтические вечера, кафе-шантанные представления. Словом, театр работает в режиме продолжения поиска.

Когда вы пришли на место руководителя в Ярославль, что хотелось изменить в театре?

– Желание что-то изменить возникает, когда ты начинаешь работать с профессией. Тебе хочется изменить все: сам подход к театру, перенести действие в зрительный зал, а зрителей посадить на сцену и так далее. Появляется желание сделать все так, как тебе хочется попробовать. Потом, с годами, ты понимаешь, что работаешь в театре, как в производстве, в котором есть свой процесс, в котором радикальные перемены вызывают очень существенные изменения в политике и жизни театра. Поэтому, конечно, когда приходишь в такой театр, как Волковский – сложившийся, академический, с огромной труппой (63 человека!), с определенным статусом, традициями, зрительским кругом, – здесь, с одной стороны, очень многое хочется изменить, а с другой к этому очень нежно необходимо относиться. Ломается все в один день. Создается трудно и долго. Поэтому изменить глубоко ничего не хочется – хочется, чтобы театр был живым, интересным, чтобы он мог нести, как говорится, свой творческий крест.

Но все-таки прекращение творческого поиска невозможно для художника...

– Безусловно! Я думаю, что это самое главное стремление любого художника – попробовать как-то по своему рассказать время. Рассказать о человеке, о жизни, о смерти, о любви. В общем, задать все те вопросы, которыми мы все живем. Конечно, все это связано с мировоззрением художника. Поэтому любой режиссер – человек бесконечно ищущий, и никогда не находящий то, чего он ищет.

Что вы можете сказать о ярославской публике? Бытует мнение, что она очень консервативна.

– Она очень разная. Есть очень консервативная публика, которая привыкла к театру вчерашнего дня. Которая любит, ценит этот театр, борется за него. Но, безусловно, появляется и новая публика, которая воспринимает какие-то совершенно радикальные работы, имеющиеся в сегодняшнем репертуаре театра. Это другой контингент публики. Наверное, это более молодые люди, часто те кто, допустим, вчера в театр даже бы не пришел. Мне кажется, что театр и должен работать на максимальное количество разной публики: и на любителей нежного, традиционного, невозмущающего искусства (и это мы делаем). Минимум раз в два года мы выпускаем спектакль, который соответствует именно этому направлению. И вместе с тем стараемся заниматься радикальными поисками. Особенно в центре Треплева, который мы организовали при театре. Центр и нужен для поиска новых форм.

Режиссеры часто жалуются на отсутствие современной талантливой драматургии. А вы наряду с классикой ставите новые пьесы. Что важно для вас в современной пьесе, что побуждает взять ее в работу?

– Во все времена современная драматургия довольно трудно проходила на сцену. Бывали такие исторически периоды начало прошлого века: Чехов, Горький. Те, кто писал для театра, и театры сумели эту драматургию взять. Был такой период в советское время, когда на сцену достаточно плотно проходила современная драматургия – Розов, Арбузов. Конечно, трудно, с проблемами, но тем не менее входила.

Сегодня современная драматургия такая разная, такая еще не определенная. Она резкая, вызывающая, агрессивная, разрушающая. В основном. Не всегда. Есть, конечно, абсолютные противоположности этому, совершенно мягкие незатейливые сюжеты, но в принципе сегодня такой стройной драматургии, о которой можно сказать, что это суперсовременная драматургия, я даже не мог бы назвать. Есть отдельные авторы, у которых есть отдельные любопытные произведения. А вот такой стройной драматургии, по-моему, даже и нет. Поэтому, когда театр или режиссер встает перед необходимостью выбора следующего спектакля, он руководствуется личными вкусовыми пристрастиями. Мне очень нравятся Шекспир и Чехов, и ничего я с собой сделать не могу. Когда я их беру, я страшно мучаюсь, сомневаюсь, испытываю колоссальные тревоги, но тем не менее это очень интересные драматурги, которые создали такую массу драматургического материала, тайна которого, на мой взгляд, просто непостижима. И интересно обращаться к этой драматургии, поэтому каждый из режиссеров выбирает то, что кажется ему сегодня интересным, и то, что ему просто нравится.

Многим вашим спектаклям присуща провокационность и новое прочтение. Сложно ли идет процесс переработки классики?

– Это делается не умышленно. Берется материал, и он таким образом понимается. Провокационность, наверное, не является необходимой моей внутренней установкой. Я хочу сделать что-то горячее. Мне все время хочется, чтобы театр был очень эмоционально возбужденным. Чтобы был разговор о проблеме, которая существует в пьесе. Хочется, чтобы зритель испытал некое эмоциональное потрясение. Не спокойное отстраненное мягкое впечатление, а сильное эмоциональное потрясение. Видимо, эта моя внутренняя установка и диктует провокационные приемы.

Сегодня часто можно слышать, что в театрах превалирует либо административный метод правления, либо творческий. У вас в этом плане какой театр?

– Мне кажется, что у нас абсолютно удачное соединение и того, и другого. Директор театра Юрий Итин и я – мы вместе удачно взаимодействуем. Мы неодинаково воспринимаем театр, но нам очень интересно идти в одном направлении. Это создает гармонию в управлении театром, и у нас, на мой взгляд, нет перекоса ни в административную, ни в творческую сторону. Потому что, когда превалирует одна из сторон, начинается дискомфорт. У нас в этом смысле золотая середина.

У вас большая труппа, но какова сегодня самая востребованная и самая неукомплектованная часть волковской труппы?

– Труппа огромная, но я не могу сказать, что она гармонично сформирована. Почти половина – женщины. Это очень сложное количество, потому что в любой пьесе при пяти-шести мужских ролях есть одна-две женские. Поэтому мужчин в труппе должно быть по крайней мере две трети. Мало того, у нас очень много женщин чуть старше 30 лет. Это малоиграющий возраст. Как правило, для таких женщин много ролей не бывает. Сложно перейти из молодых актрис в возрастные. Переход очень длинный, он длится десятилетиями, и для актрис это очень сложный момент. А то, что меня безусловно радует – это то, что у нас очень много молодежи. Ни в одном театре нет столько молодых актеров. Даже московские театры могут этому позавидовать.

Вот, например, сейчас выходит «Орфей и Эвридика» и у меня ощущение, что на сцене человек тридцать очень молодых актеров. Есть огромное количество людей, из которых можно выбирать. Сейчас готовим спектакль «Ромео и Джульетта», и вот сейчас у меня лежит приказ о распределении на роли. И я думаю, как же режиссеру трудно при таком количестве определиться. Я понимаю, когда в театре один молодой актер и одна молодая актриса. Тогда при названии «Ромео и Джульетта» сомнений, кого утверждать, не возникает. У нас ничего не понятно. У нас десять Джульетт и десять Ромео. У нас все время тайна, загадка, и у режиссера есть огромный диапазон выбора. Отмечу также, что у нас есть некоторая нехватка актеров-мужчин от 35 до 45 лет. Это самый играющий мужской возраст. У нас есть актеры такого возраста, они изумительные, но их мало.

Актеры вообще народ эмоциональный, наверняка без баталий не обходится. Как вы подбираете людей, команда же должна быть психологически совместимой?

– Когда делаешь распределение в спектакль, думаешь о том, чтобы в команде был психологический комфорт. Актеры должны монтироваться между собой. Но, как ни странно, отмечу, что самые лучшие влюбленные пары на сцене – это бывшие муж и жена, между которыми огромное количество энергии ненависти. А в спектаклях они играют блестяще. Но все -таки хочется, чтобы атмосфера на репетиции была комфортной, потому что это очень трудный и тонкий процесс.

Актеры, как правило, востребованы в кино, а сегодня это еще и сериалы. Как относитесь к такой активности ваших артистов, не в убыток ли это сцене, театру?

– Я отношусь к этому с пониманием. Для актеров это возможность заработать деньги, но, безусловно, это связано с работой в театре. Артисты все время отпрашиваются с репетиций. Но если есть такая возможность, то лично я отпускаю, иду актерам навстречу. Для того, чтобы они могли и участвовать в каком-то процессе и зарабатывать деньги.

На какой спектакль вы бы купили билет будучи простым зрителем?

– Ни на какой бы не купил. Я уверен, что если бы я был простым зрителем, я в театр бы не ходил. Даже не знаю почему. Мне кажется, что театр – это та территория, на которой мне было бы неинтересно. Я с глубоким уважением отношусь к зрителям, которые ходят в театр. И я думаю – что же их влечет? Они покупают билет, сидят в огромном зале, скованные, зажатые соседями и смотрят какую-то, в принципе, чушь. Для меня, по большому счету, театр – это все равно какая-то абсолютная чушь (смеется. – Прим. авт.). Это некие фантазии, вымыслы, игры взрослых детей. Если бы я был простым зрителем, я бы нашел себе тысячу других интересных занятий, кроме похода в театр. Но процент заполняемости зала в нашем театре уже несколько лет высочайший – 98%.

А как режиссер что бы вы порекомендовали посмотреть, скажем, своим друзьям?

– Почти все спектакли нашего театра. Кроме, может быть, тех, которые мне совсем не нравятся (есть и такие).

Вы в какие театры ходите?

– Я хожу на шумные спектакли. В последнее время я видел самые, пожалуй, громкие премьеры Москвы – в МХТ «Идеальный муж» Константина Богомолова, в Питере его же работа «Король Лир» в театре «Приют комедианта» с Розой Хайруллиной в главной роли. Это постановка, где всех мужчин играют женщины, а всех женщин – мужчины. В Москве «Евгений Онегин» в театре Вахтангова. И замечательная работа Юрия Бутусова «Добрый человек из Сезуана». Эти работы нельзя не посмотреть людям, которые работают в театральном мире. Это то, что сегодня двигает театр.

Когда только появилось кино, были разговоры о том, что оно не выживет, потому что театр – это жизнь. Когда кино начало развиваться, ровно такие же разговоры начались по поводу театра. Как вы считаете, как сегодня сосуществуют эти два вида искусства и в чем их основные различия?

– Главное в кино – это то, что история зафиксирована. Она такова всегда. Спектакль – это реальность, создающаяся прямо перед тобой. Она зависит от множества факторов. От самочувствия актеров, например. Тон у спектакля становится совершенно другим. А сосуществуют кино и театр прекрасно. Как телевидение существует рядом с кино. Вопрос о выживаемости театра задается с момента его возникновения, но, как мы видим, он жив.

У вас есть какие-то критерии, по которым вы можете определить, что постановка будет аншлаговой?

– К сожалению, есть. Я могу определить это заранее. Аншлаг – это полный зал, коммерческий успех спектакля. И он достаточно просто слагается: берется комедия, режиссер, который умеет их, грубо говоря, «ляпать», приличные артисты. Это стопроцентный коммерческий успех. На мой взгляд, редко когда на самом деле успешная работа обладает коммерческим успехом. К большому сожалению. Массовый зритель сегодня любит легкие комедии. Но публика, повторюсь, разная. Большинство зрителей ходит в театр отдыхать и развлекаться. Но есть и те, кому театр необходим в качестве партнера, оппонента. И, конечно, если театр старается вести со зрителем серьезный разговор, билеты на спектакль будут продаваться трудно, мы не сможем его играть два раза в месяц, и пройдет он два сезона, с усилием – три. А пустая, абсолютно мертвая комедия может идти годами и десятилетиями. И полный восторг публики.

Этот год был очень успешным для театра имени Волкова. Где хранятся завоеванные «Золотые маски»?

– Год в смысле наград был сверхудачный. Мы получили гран-при на фестивале в Сочи, гран-при на местном фестивале, две «Золотые маски». Такого не бывает в жизни. Это улыбка сверху. Маски пока хранятся в кабинете директора, но скоро мы их выставим в фойе.

А как вы лично относитесь к разного рода наградам?

– Спокойно, с иронией. В молодости очень хотел премий и наград, и в этом мне не стыдно признаться. Сейчас отношусь спокойно. Ведь это абсолютные вкусовые пристрастия. Здесь огромная доля случайности.

Евгений Жозефович Марчелли родился 19 мая 1957 года в городе Фрунзе. Сын итальянского иммигранта. Учился на актера в Ярославском театральном училище. Работал актером в Брянском театре юного зрителя. В 1986 году окончил театральное училище имени Б. В. Щукина в Москве, режиссерский факультет. Работал главным режиссером театра города Советска, драмтеатра Калининграда, Омского академического театра драмы. Поставил около 60 спектаклей. Заслуженный деятель искусств России. Неоднократный номинант Национальной театральной премии «Золотая Маска». В 2011 году избран одним из членов Совета Гильдии режиссеров при СТД.

Источник

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе