Так как собственная сцена Театра Наций откроется только к концу года, актеры работают на арендуемых площадках. «Калигулу» играли во «Дворце на Яузе». Репетиции спектакля шли сорок тяжелых дней, с одним выходным на Новый год. Результат потряс честной народ.
Билет на премьеру надо было поискать. Все, что было в продаже, разлетелось в миг, и это несмотря на то, что стоимость их зашкаливает - от 3 до 8 тысяч. Парковка перед театром была заставлена дорогими авто. В зале стоял запах парфюма. В гардеробе не хватало ведер под цветы. В фойе прогуливались Марк Захаров с дочерью Александрой, Владимир Спиваков с женой Сати, министр культуры Александр Авдеев с супругой, Константин Райкин и Павел Лунгин. Статус гостей заранее прочил успех постановке. Хотя после предпремьерного спектакля Евгений Миронов сказал, что по его мнению, «Калигулу» так скоро не понять. В нем много всего заложено, и многое еще нам предстоит открыть.
А пока, открывали и старались понять режиссерский замысел зрители, которые, если честно, все-таки шли на Миронова. Он для них — гарант качества.
«Интересно, а эротика на сцене будет? - рассуждали в буфете девушки с ярко красными губами. - Помнишь, кино было про «Калигулу», так там сплошная порнуха показывалась». Эти зрительницы явно рассчитывали на нечто эпатажное. Хотя, о чем будет спектакль, рассказывала программка за сто рублей.
Полное имя тирана – Гай Юлий Цезарь Германик. Ласковое (!) прозвище Калигула, что в переводе Сапожок. Правил тиран всего четыре года с 37 по 41. За это время деспот растерял былую популярность у народа и навлек на себя ненависть сената. Он отменил богов. «Кто такой бог, чтобы я хотел на него равняться? Чтобы сравняться с богами, надо стать такими же жестокими как они», - говорит император-атеист. Калигула растратил казну, устраивал оргии и конечно казнил людей. Казна и казнить у него – однокоренные слова.
Ну а что до фильма Тинто Брасса «Калигула», полного сцен, которые не рекомендуют смотреть детям до 16, то это из другой оперы. Вернее из той же, только спешу разочаровать тайных эротоманов - пикантных сцен у Някрошюса нет вообще. Как нет золота, бархата и натурализма в виде литров жертвенной крови. Зато все декорации — Триумфальная арка, кресла патрициев, собачья будка, даже дорожный чемодан Калигулы, сделаны из шифера. Эта задумка сына режиссера Марюса Някрошюса. Сцена погружена в серость. Ничто не отвлекает зрителя от главного героя, который появляется на авансцене в белой рубашке, в черных военных брюках. Он пришел чтобы сообщить, что хотел луну. «Это одна из вещей, которой я не владею».
Потеряв старшую сестру Друзилу, он словно помешался, решил, что теперь он не будет спать, иначе он не сможет видеть луну. О том, что достать луну невозможно, он и слышать не желает. Калигуле кажется, что он понял смысл власти — она дает шанс достичь невозможного. А значит, луну с неба он желать может.
– К вам пришел Император и дал вам с-с-с-свободу! А с ней начинаются великие испытания! - с этими словами Калигула Миронова становится похож на Гитлера.
Но уже через несколько минут актер из тирана превращается в Иудушка Головлева. Большее сходство с этим персонажем придает черный платок с кистями наброшенный Калигуле на плечи.
Миронов-Калигула мастерски оправдывает логикой собственную жестокость. Подводит базу под свои зверства так искусно, что этому не могут сопротивляться даже заговорщики-патриции во главе с Кереей (Алексей Девотченко), собравшиеся убить его. В какой-то момент, ты встаешь на сторону мерзавца Калигулы, и даже начинаешь сочувствовать ему. Неожиданный образ создал Игорь Гордин. Его Геликон - некий шут-правдолюбец. А молодой актер Театра Наций Евгений Ткачук играет друга тирана Сципиона на таком нерве, что кажется, сейчас он сойдет с ума, и ты станешь свидетелем трагедии. То, что делает на сцене Мария Миронова, достойно самых высоких оценок. Ее Цезония - первая добровольная жертва Калигулы. Она становится такой, как он хочет, жестокой и неумолимой. И кажется, что от этого человека она даже смерть принимает с благодарностью.
Можно долго рассказывать о спектакле, но лучше все-таки один раз увидеть самому. И не пугайтесь, четыре часа просмотра этой постановки будут потрачены вами не зря.
Игумнова Зоя
Собеседник