Еж свидетель: Александринский театр представил новый формат детектива

Первый интерактивный спектакль по пьесе Бориса Акунина получился захватывающим и антивирусным.
Фото: vk.com/Александринский театр и Новая сцена


Убийство с отягчающими обстоятельствами, роковая случайность или самопожертвование во имя любви? Ответ остается за зрителем «Драмы на шоссэ» — именно так, в транскрипции начала прошлого века. Автор идеи и пьесы — Борис Акунин, куратор проекта — Валерий Фокин. «Известия» убедились, что первый специально созданный в онлайн-формате спектакль Александринки получился захватывающим и непредсказуемым. А также эпидемически безопасным для актеров.



Мода 1900-х, диспозиция — 2020-х

Онлайн-трансляции своих постановок театр делал тысячу раз, заметил в беседе с «Известиями» худрук театра Валерий Фокин. А это специально созданный проект. Самое главное, что зрители смогли в нем участвовать и по ходу онлайн-постановки голосовать за те или иные повороты сюжета.

По словам худрука, обычно zoom-читки «с колена» смотреть невозможно — неотрепетированные, неубедительные, плохо сделанные, но спектакль Александринки совсем другое дело.

— «Драма на шоссэ» открывает мультижанровую виртуальную программу Александринского театра «Другая сцена», — заявил Валерий Фокин. — Она предназначена для интерактивного вещания. Можно сказать, что это — интернет-сцена. Детектив Бориса Акунина — первая ее ласточка.

Спектакль играют в одном из пространств Новой сцены, где Александринский театр дает свои экспериментальные постановки. Камеру включают незадолго до начала спектакля. Актеры (без масок и перчаток) уже на местах, операторы устанавливают свет, гример (в перчатках и маске, спущенной с носа) курсирует от персонажа к персонажу, наводя последние штрихи. Вместо звонков к началу действия — позвякивание судейского колокольчика. Открытие занавеса знаменует смена ракурса: теперь всё внимание на декорированную темно-серыми панелями сцену и актеров. Одеты они по моде начала 1900-х, но диспозированы строго по правилам 2020-х. Расстояние между персонажами минимум два метра. И нарушений «социальной дистанции» не предусмотрено: сцена представляет собой зал суда, так что займите свои места, дамы и господа.



Правосудие в Zoom

После краткого введения в эпоху прошлого века (на экране мультяшные винтажные авто и заголовки криминальной хроники) судья (Игорь Волков) представляет присяжных. Их шестеро, и это цвет отечественной культуры: литератор Татьяна Толстая, историк Николай Сванидзе, актриса Мария Миронова, журналист Алексей Пивоваров, пианистка Полина Осетинская и режиссер Константин Богомолов.

«Судить по правде и справедливости» каждый обязуется из личного окошечка зума. За спиной Константина Богомолова — схемы и графики. Худрук Театра на Малой Бронной вершит правосудие из своего рабочего кабинета. Старшину присяжных судья предлагает выбрать зрителям, нажав для этого значок внизу экрана. Обозреватели «Известий» значок не обнаружили и им пришлось согласиться с вердиктом более удачливых зрителей: старшиной становится Татьяна Толстая, а судья оглашает материалы дела.

Молодой инженер Алексей Мизинцев (актер Виктор Шуралёв) обвиняется в непреднамеренном убийстве пятилетнего Вани Скоробогатова (крупный план подсудимого: глубокое раскаяние налицо). Орудием злодеяния стал автомобиль, на котором инженер с супругой катили по загородному шоссе с невероятной скоростью в 50 верст в час вместо разрешенных 30-ти. Ехали-ехали и переехали мальчика. Тот был увлечен игрой с ежиком и не успел увернуться от роковой машины.

Инженер, совершив наезд, помчался дальше и был остановлен поручиком Липницким, который тренировал вблизи шоссе своего ахалтекинца. Увидев мертвого ребенка и уносящийся вдаль автомобиль, он бросился в погоню верхом. «На моем месте так поступил бы каждый гвардеец», — рапортует вызванный в качестве свидетеля обвинения поручик (Александр Лушин). Поскольку преступление налицо, присяжным предстоит решить, заслуживает ли подсудимый снисхождения. Если он покинул место происшествия в состоянии аффекта, то может отделаться шестью месяцами заключения вкупе с церковным покаянием. Если же действовал хладнокровно и обдуманно, получит до 10 лет каторжных работ.

Прокурор, тип сварливый и желчный (Игорь Мосюк), настаивает на суровом приговоре, но его пыл охлаждает симпатичный и в меру застенчивый адвокат (Степан Балакшин). Он сообщает суду, что за рулем была жена подсудимого, вину которой его подзащитный взял на себя. Пока супруга (Елена Вожакина) плачет и рассказывает, как было дело, прокурор находит еще одного свидетеля. Убитый горем дед погибшего Вани (Петр Семак) признается, что Маша Мизинцева — его двоюродная племянница, и теперь, когда внук погиб, а ему осталось жить недолго, миллионы Скоробогатовых отойдут ей. То есть, подытоживает прокурор, налицо корыстный умысел — возможно, сговор супругов.



Истина под колючками

Дальше начинается самое интересное — обсуждение дела присяжными, которым судья по ходу процесса меняет задачу. Теперь им предстоит ответить на вопрос: виновен ли Мизинцев в смерти мальчика. Присяжные, нисколько не огорошенные таким поворотом событий (видно, что знают толк в детективах), дружно требуют отправить дело на доследование. Действительно, как определить, кто сидел за рулем, если очевидно, что супруги от большой любви выгораживают друг друга? Где заключение патологоанатома? Запрошен ли производитель автомобиля — возможно, его конструкция была неисправна? Почему не предоставлен протокол осмотра места происшествия? И вообще — был ли жив мальчик в момент наезда?

Татьяна Толстая на правах старшины солирует дольше других и даже успевает рассказать о процессе Веры Засулич, где присяжные были вынуждены оправдать обвиняемую, отвечая на хитро сформулированные вопросы. Понятно, что александринский состав на эту удочку не попадется — уровень компетенции выше. Да и Борис Акунин сочиняет детективы позаковыристей дела террористки Засулич. Что-что, а находить повороты, способные перевернуть сюжет с ног на голову, он умеет. Спойлерить не будем. Возможно, писатель свой рассказ опубликует, а Александринка выложит спектакль для свободного просмотра. Скажем только, что дело разруливает — кто бы вы думали? Правильно, Эраст Петрович Фандорин. Исполняющий эту роль Тихон Жизневский влетает в фойе Новой сцены с неопровержимой уликой — клеткой с ежом. Хочешь знать, кто убийца — загляни под его колючки.

В общем, спектакль удался. Отсутствие декораций, перемещений по сцене и технологических фишек с лихвой восполнили занимательность и непредсказуемость.

А что же с разрекламированным интерактивом? Он оказался не таким обширным, как можно было предполагать. Помимо выбора старшины, зрителям предложили вынести свой вердикт по процессу (совпал с решением присяжных) и поучаствовать в сборе средств для нуждающихся.

— Проект носит благотворительный характер, — рассказал «Известиям» Валерий Фокин. — Так как продать билеты и перечислить сборы в помощь тем, кому она необходима, мы сейчас не можем, то попросили зрителей пожертвовать деньги двум фондам: «Артист» и «Детский хоспис». Это наш первый опыт сотрудничества.

Удался ли опыт, руководство театра пока не знает. Какую сумму собрала Александринка за пару часов спектакля, станет известно через несколько дней.

Автор
Марина Иванова Зоя Игумнова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе