Фатальное танго пиковой дамы, или Роковое колхозное счастье с золотым слоном

  К нам едет БДТ! Наши зрители еще продолжают делиться впечатлениями от прошедшего Волковского фестиваля, а между тем, новое и значительное событие ждет наших театралов – поклонников русской и мировой классики. – К нам едет БДТ – Академический Русский Большой Драматический театр из Казани, и можем Вас уверить, что слава и признание этого БДТ не уступает нынешнему питерскому. Театр много гастролирует за рубежом. Ежегодно принимает участие в престижном театральном фестивале в Марселе. В Ярославле Казанский театр бывал в последние годы неоднократно, являясь участником Волковских фестивалей – качаловцы привозили к нам «Трехгрошовую оперу» Брехта и «Дядюшкин сон» Достоевского. На фестивале 2009 года художественный руководитель театра народный артист России и Татарстана Александр Славутский получил Премию Правительства РФ имени Федора Волкова, став ее лауреатом. Так что Александр Яковлевич, в некотором роде, по Федору Волкову, наш кровный родственник.

В труппе театра есть и еще мастера, связанные с Ярославлем и ярославской театральной школой.  Это народный артист Республики Тататрстан Михаил Галицкий, окончивший в свое время наше театральное училище. И главный художник театра заслуженный деятель искусств России  – Александр Патраков, работавший много лет в Волковском театре.

На сей раз качаловцы привезли к нам четыре спектакля, которые ярославцы не видели – «Пиковую даму»Пушкина , «Роковые» яйца» Булгакова, «Золотого слона» Александра Копкова (ярославца по рождению), мюзикл Джери Бока и , Джозефа Стайна «Скрипач на крыше» (по повести Шолом-Алейхема «Тевье-молочник») . Есть в гастрольном репертуаре и детский спектакль «Иван-дурак и черти» по сказке Льва Устинова.


ФАНТАСМАГОРИЯ О ТРЕХ КАРТАХ

Пушкинскую «Пиковую даму» режиссер-постановщик Александр Славутский решает через образы лермонтовского (и петербургского) «Маскарада». Театральная игра здесь вплотную связана с темой Рока и Судьбы. Как писала  французская газета «Либерасьон»   - «Пиковая дама» – блестящее, но фатальное танго».  Завораживающий, магический ритм танго нашего современника аргентинца Астора Пьяццоллы, «кружит» воображение зрителей и  героев «Пиковой дамы». Здесь есть драма несбывшейся любви Лизы,  неудавшийся авантюрный сценарий Германна, есть игра с временем и феерические танцы. . Но главным действующим лицом становится графиня в исполнении народной артистки России Светланы .Романовой

ХОРОШИ КОЛХОЗНЫЕ ПОКОСЫ,

А В ПОЛЯХ ТАКАЯ БЛАГОДАТЬ…

Где бы ни показывали актеры Качаловского театра комедию Александра Копкова «Золотой слон» - во Франции или в Сибири, на Урале или  в Поволжье - спектакль шел под ежевечерние стоячие овации зала. Имя Александра Копкова – по сути, легендарное, мало известно зрителям. А между тем, он наш, ярославский. Когда-то, в конце 20-х  он уехал в Ленинград, чтобы получить образование, написал две совершенно фантастические и сумасшедшие (по советским меркам) пьесы – «Царь Потап» и «Слон», получил признание в писательских кругах. Затем пережил  молчание в прессе, закрытие спектаклей. Пьеса попала под запрет за клевету на советскую действительность. "Слон" написан 1932 году, но при жизни драматург на сцене пьесу так и не увидел: Копков  сумел выбраться из блокадного Ленинграда и вернуться к себе на берега Солоницы в родные некрасовские края…В деревне его, дистрофика, от души накормили хлебом и картошкой. Организм не вынес нагрузки, и Александр умер буквально через два дня. В 60-е годы его пьесы уже сделались бессмертными.

Наконец-то зритель увидит на сцене привольную советскую колхозную жизнь.  И зрители с удовольствием подхватят песню о бескрайних просторах плодородной нивы. Помните, как в «Мастере и Маргарите» на грузовике ехали  в психушку совслужащие и во всю горланили «Славное море,  священный Байкал!…»  Колхозники колхоза «Светило» в «Золотом слоне» поют что-то весьма узнаваемое:

Просторы ненаглядные, родные небеса,

колосья золотистые, бескрайние леса.

Пригожая, нарядная, цветет моя земля.

Живем в колхозе, дружно мы –

 одна на всех - семья!

Гурьян Мочалкин (Михаил Галицкий), бывший единоличник, а ныне колхозник, находит клад - золотого слона. Продать его в СССР он не может, а потому  решает лететь на дирижабле в Америку…  Спектакль поставлен как трагифарс. Колхозники одеты в тулупы, сшитые из разноцветных лоскутов кожи (художник по костюмам Елена Четверткова)  и похожи на полудикое племя. Сильная сторона Казанского Русского БДТ и режиссуры Славутского – массовые действа, которые теперь стали редкостью на сцене. -, По  сцене проносится людской смерч, втягивая  зрителей в водоворот событий. В этой антиутопии есть и православный поп –колхозник, с  балалайкой,  хоругви с серпом и молотом, и марши, и гимны. «Эта смешная и грустная история - о нас, а золотой слон - миф, которым мы живем, - говорит Александр Славутский. - Нам кажется, что будут деньги - будет и счастье. Страшно, когда ум и талант заменяют этим слоном…»


ЖАНР ДЬЯВОЛИАДЫ – АНАКОНДА, КОМИССАРЫ, КУХАРКИ, АГИТКИ…

Александр Славутский предлагает  и новое прочтение одного из самых фантастических сюжетов русской литературы — повести Михаила Булгакова «Роковые яйца».  Спектакль поставлен им как мюзикл.  Музыка создана композитором Владимиром Дашкевичем специально для Казанского драматического театра. Спектаклю уже больше 10 лет, но он не сходит со сцены, театр создал новую его редакцию – новую сценографию Александра Патракова, новые музыкальные аранжировки.  «Роковые яйца» - тоже антиутопия. На сцену придут  серьезные комиссары в кожаных куртках,  туповатые служащие «Центроснаба», кухарки, стремящиеся «управлять государством», ГПУшники… В основе спектакляя, кроме  «Роковых яиц» взята и мистическая булгаковская «Дьяволиада»  И кто больший монстр —  гигантская мутирующая змея (она появляется на сцене, поедая «боевую подругу»  марксиста,  пожирающая мирных пролетариев или сам человек с видом маньяка-зомби распевающий революционные агитки страны побеждающего коммунизма.

ЖЕНА, ПЯТЬ ДОЧЕРЕЙ ДА ХРОМАЯ ЛОШАДЬ

В свое время создатели бродвейского мюзикла назвали его в честь знаменитого полотна Марка Шагала «Скрипач на крыше». Сценография спектакля Казанского БДТ выдержана в шагаловской стилистике.В деревне под куполом неба дома-скворечники,  уютно светятся окна, а  где-то на крыше, под самыми звездами, играет скрипач. Приходит время тихой молитвы — молочник Тевье – Михаил Галицкий - беседует с всемогущим и мудрым Богом. Тевье Михаила Галицкого -  человек с открытой душой, добрый, сострадательный, любящий. И все его богатство — жена, пять дочерей да хромая лошадь. Александр Славутский выводит спектакль за рамки еврейской темы  и поднимает его на уровень всеобщей.   Казань, уже переживавшая трудные времена, здесь живут люди разных национальностей, мечети соседствуют с православными соборами и - где сегодня, слава Богу, нет национальной розни. «Скрипач на крыше» важен не только для Казани, это проблема планетарного свойства…Деревенский скрипач (Александр Вайнштейн. балансирует на крыше, символизируя неустойчивость мира… Идет праздник помолвки  Цейтл,  все радуются и пьют за жизнь и счастье. Но вот Урядник (Геннадий Прытков) с лицедейской улыбкой и прикрытыми под фуражкой глазами (от чего становится по-настоящему страшно), приносит нерадостные вести и дает невидимую отмашку к началу погрома.

Таков обзор гастрольного репертуара качаловцев – насыщенный, интересный. разнообразный, острый.   


Фото БДТ имени В. И. Качалова.


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе