Федор Волков: случай или сказка?

Невероятное происшествие в Ярославле.

Завязка интриги Волковского дела в Ярославле – невероятное,  в гоголевском духе, происшествие. В январе 1752 года нарочный из столичного Петербурга, посланник государыни императрицы подпоручик Дашков явился в ярославский магистрат. И объявил Высочайший Указ: императрицы  Елизаветы Петровны.

В магистрате смятение. Ярославская Берг-коллегия (Промышленная палата), как раз накануне появления Дашкова  исключила Волкова из купеческой гильдии и лишила купеческого звания. Судьба Волкова, казалось, была решена – его ждала рекрутчина и солдатчина. В этой истории нарочный из Петербурга подпоручик Дашков выглядит сказочным скороходом-фельдмаршалом, который спешит на выручку Волкову с царской грамотой от самой императрицы!  «Случай» или «сказка»! - как  сказано в «Пиковой даме». «Случай, Бог изобретатель»,  - сказал однажды Пушкин, в свое время обративший внимание (в заметках о театре) на фигуру Волкова.  Но «случай» Волкова особый.  Не прихоть судьбы, а остроумная сила жизни.


ИСТОРИЯ РУССКОГО ТЕАТРА НАЧИНАЛАСЬ С АМБАРОВ

История российского общедоступного театра начиналась в амбарах, которые принадлежали купцам. Четверть века с лишним спустя после театра Волкова в Ярославле в России начинают воникать и другие театры по волковскому образцу.

1777 год, январь… Горожане Калуги взволнованы новостью: в кожевенном амбаре купца Тимофея Ивановича Шемякина открылся драматический театр! Знал ли Тимофей Шемякин о том, что его предшественник Федор Волков за четверть века до него открывал свой театр в таком же кожевенном амбаре! И случайно ли, что первую пьесу специально для театра Шемякина написал поэт Василий Майков, друг Федора Волкова?  В том же  1777 году  театр открывается в Туле - в соляном амбаре! Эта «купеческо-амбарная»  линия в истории российского театра не может не привлечь внимания. Театр российский обязан своим строительством, основанием и славой купечеству, заводчикам, предпринимателям.   От Федора Волкова до Константина Алексеева (Станиславского). Амбары вовсе не были ветхими деревянными строениями, похожими на деревенские бани, как их иногда рисуют художники… 

Специалисты по исторической застройке Ярославля обнаружили в нашем архиве документальные следы этого амбара – это был не сарай, а двухэтажное каменное строение, принадлежащее братьям Волковым. Волков строил театр, создавал не новое здание, а перестраивал прежнее - из кожевенногоамбара  – под театральное. Театр Волкова в Ярославле вмещал тогда, по признанию Н.И. Новикова до тысячи зрителей! (с учетом того, что зрители стояли во время спектакля).

«Беспорядок необузданного воображения»  ведет деятелей театра и некоторых исследователей, занимающихся биографией Волкова, по пути «сказки». 

Добро бы только недоразумения, связанные  с временем рождения театра Волкова в Ярославле!  Театр в Твери официально пишет свою историю с 1745 года. Тверичи заявляют, что их театр родился на пять лет раньше Волковского, а значит право первородства принадлежит им. Но в 1745 году в Тверском Федоровском монастыре была представлена « декламация» к Высочайшему дню рождения императорского величества..

Тобольская драма пишет свою историю с 1705 года, оказывается,  театру 300 лет. Понятно честолюбие тверичей и жителей Тобольска. Однако сии "игралища" – не что иное, как представления Школьного театра ( при  духовных академиях и семинариях). Профессиональных трупп Тверского  и Тобольского театра не существовало.  Первое здание для городского театра в Твери было построено лишь в 1787 году, а "Договор труппы актеров Тобольского театра с управляющим театром коллежским асессором Ишимовым", датирован 1799 годом.

ПОЧЕМУ ИМПЕРАТРИЦА ЕЛИЗАВЕТА ВЫБРАЛА ФЕДОРА ВОЛКОВА И ЕГО ЯРОСЛАВСКУЮ ТРУППУ? 


Почему Елизавета избрала именно ярославцев, ярославскую труппу, Федор Волкова?  Ведь любительских театров, театров «охочих комедиантов» в елизаветинскую эпоху было великое множество. В том числе и в столицах – Москве и в Петербурге. В чем секрет? - В уровне профессионализма? В регулярности постановок? Надо только внимательно вчитаться в ее Указ 1752 года о доставке ярославских актеров в Петербург:

«Всепресветлейшая, державнейшая, Великая государыня императрица ЕЛИСАВЕТ ПЕТРОВНА самодержица Всероссийская, сего генваря 3 дня всемилостивейше изустно указать соизволила: ярославских купцов Федора Григорьева сына Волкова, он же Полушкин, з братьями Гаврилою и Григорьем, которыя в Ярославле содержат театр и играют комедии, и кто им для того еще потребны будут, привесть в Санкт-Петербург. И того ради в Ярославль отправить отсюда нарочного и,  что надлежать будет для скорейшаго оных людей и принадлежащаго им платья сюда привозу, под оное дать ямския подводы и на них ис казны прогонныя деньги…»

Весьма немаловажное замечание: братья Волковы « в Ярославле содержат театр и играют комедии». Капиталы своего отчима Полушкина, полученные в наследство, Волков, как известно, вложил в театральное  дело.  Именно это экономическое соображение привлекло Елизавету Петровну. Волков и братья – содержатели театра, они вкладывают в театр деньги!..  Это было впервые в России.  Следовательно, на Волкова можно рассчитывать как на организатора (сегодня мы сказали бы, генерального продюсера) Русского театрального проекта. Но Волков был не только обладателем денежных средств. Он явился художественным лидером, организатором театрального дела,  создателем труппы.

Когда сегодняшние авторы и составители новейших учебников по истории Русского театра утверждают, что фигура Федора Волкова всего лишь «случай», чуть ли не историческое недоразумение, они не могут назвать ни одного примера из жизни столичной или провинциальной театральной труппы, имевшей своего художественного руководителя, и актеров, которые бы творили под его руководством. Известны имена первых ярославских комедиантов, составивших труппу. Это служащие Ярославской провинциальной канцелярии Иван Дмитревский (он станет преемником Волкова, основателем первой отечественной театральной школы в Петербурге, первым академиком Российской Академии Наук из актеров), Иван Иконников, Семен Куклин, Яков Попов, посадский Тверицкой слободы Семен Скочков, выходцы из Малороссии (Украины) Яков Шумский (будущий известный комический актер, исполнитель роли Еремееевны в «Недоросле» Фонвизина),  Демьян Галик. В труппу входят также братья Федора Волкова – Григорий и Гавриил. Репертуар Волковской труппы - духовные драмы митрополита Димитрия Ростовского, трагедии Расина, трагедии Сумарокова, комедии Мольера. В Ярославле к 1750 году из любительского кружа возник  профессиональный театр с постоянной труппой, обширным репертуаром, афишей, билетами на спектакли и зданием для представления трагедий и комедий, вмещавшим до 1000 зрителей. Купеческий сын Федор Волков и его сподвижники-ярославцы составили ядро будущего первого государственного русского профессионального национального общедоступного театра.

ТРИ ЦВЕТА ВРЕМЕНИ.

УНИВЕРСАЛЬНАЯ  ОДАРЕННОСТЬ ПЕРВОПРОХОДЦА

Художник Антон Лосенко в память потомству оставил живописный портрет Волкова (прижизненный, 1763). Открытое, доброе и мужественное лицо. Проницательный и острый взгляд. В руках - театральная маска и кинжал, продетый сквозь корону. Можно увидеть в этих деталях - обычные актерские атрибуты, можно разгадать символику иначе - участие Волкова в дворцовом перевороте. Однако кинжал в руке Волкова воспринимается  как вековой символ высокой гражданской миссии  первого русского театра.

Актер, режиссер и драматург, но еще и художник, резчик по дереву  и скульптор. Волков — поэт и сочинитель,  музыкант, «гуслист»,   по воспоминаниям,-  композитор, собиратель книжных редкостей, первый собравший коллекцию книг по истории театра. А в 1762-63 гг. сценарист и постановщик Маскарада «Торжествующая Минерва», именуемого «общенародным зрелищем».  Волков – политический деятель своей эпохи. И  выдающийся организатор русской культуры. Небывалая одаренность Федора Волкова поражает воображение. Поистине он представляет собой фигуру универсального человека своего времени. Он сродни Ломоносову.  Многие находили в нем сходство с Петром Великим.

Суровый Марс, Ветреная Диана и Мудрая Минерва недаром олицетворяли  в глазах современников, три цвета времени, три важнейших царствования  – эпохи Петра, Елизаветы и Екатерины. Купеческий сын, ярославец Федор Волков оказался на перекрестке истории, исторических эпох, исторических сломов. Рожденный на закате времени Петра Великого, он пережил расцвет елизаветинской эпохи и явился свидетелем умирающей, дряхлеющей монархии. Он был одним из тех, кто ускорил крах Петра Ш и ознаменовал начало Нового века — Екатерины Великой.

Театр в самодержавном государстве тесно связан с властью. В истории Волкова, волшебно начавшейся в Ярославле, есть завершение. Это его Маскарад «Торжествующая Минерва», который он осуществил как высокую комедию и трагедию одновременно. 

После Федора Волкова было немало различных маскарадов и карнавалов -  придворных, и массовых.

Но никогда в России до сегодняшнего времени не были выставлены на всеобщее осмеяние или Позорище (старинное слово, означающее "зрелище") пороки  государственные, пороки власти, пороки общенациональные…

Толпа в шутовских колпаках глумилась и смеялась над пороками государственного свойства, открыто издевалась над государственными служащими, и представителями власти, пела насмешливо-бранные песни  и обладала  исключительным правом на вольность....

Казалось, что эта толпа глумится не над отдельными пороками, а над самим  неправедным государством, в котором пышным цветом процветают не Разум и Просвещение, не Науки и Художества. В Маскараде главными персонажами становились Мздоимство (коррупция)  и  Обман,  Спесь, Невежество и Несогласие.

Петровская и Елизаветинская эпоха знала театрализованные церемонии и маскарады, но при всей их изобретательности, в них недоставало одного и  самого главного – того, что Волков наименовал «Общенародным зрелищем», — инициативы самого народа, подлинных идей русского скоморошества.

Маскарад – смертельная игра с Роком, пятый акт трагедии.  Впервые осуществлено «общенародное зрелище». Волков не обличал, он давал священный  «урок царям» - высокое поучение,  от каких пороков следует освобождать государство и по какому пути вести страну и народ…  В Маскараде он выигрывает, победа достается ему. Но цена победы – его жизнь. 


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе