В воскресенье, 23 октября в Волковском театре соберутся ярославцы и гости города, коллеги народной артистки России Наталии Ивановны ТЕРЕНТЬЕВОЙ, которой в сентябре исполнилось 90 лет.
Волковцы отметили юбилей актрисы в семейном кругу. Но ярославцы очень захотели этот круг расширить - и прийти чествовать любимую актрису.
Когда Терентьева появляется на сцене - зрительный зал встает, чествуя ее. Так было и 8 сентября, и 12-го - когда Наталия Ивановна открывала XVII Международный Волковский фестиваль. Так было в Москве, на церемонии вручения самой престижной Национальной театральной премии в России «Золотая маска» в ногминации "За честь и достоинство". И в столице, и за пределами России знают и любят нашу, ставшую уже легендарной Наталью Ивановну и созданные ею образы.
Детство Наталии Ивановны связано с Москвой, с Московским Художественным театром, с Малым театром, с театральной средой и атмосферой, которая окружала ее семью..
Когда Наталия Ивановна задумывается сегодня над характерами, которые довелось ей сыграть на сцене, она всякий раз возвращается к дому своей юности, двери которого всегда были открыты гостям. Здесь умели ободрить, внушить уверенность и надежду на будущий успех. Постоянное общение с мастерами театра, подлинными художниками, воздействие театра на отношения в семье создавали обстановку творческую, живую, счастливую. Дед и бабушка растили тринадцать внуков!
Увлеченность искусством была частью жизни дома на Донской. Театр рано коснулся своим дыханием этого семейства. Все с удовольствием слушали рассказы бабушки, которая училась в студии Малого театра у знаменитого Александра Павловича Ленского вместе с юной Ольгой Леонардовной Книппер. Когда Константин Сергеевич Станиславский организовал свою драматическую студию, он пригласил в качестве педагога сценической речи деда Натальи Ивановны, Федора Андреевича. В драматической студии Станиславского работала и ее мать, Елена Федоровна. И это вовсе не сказка, что маленькой Наташе доводилось сиживать на коленях великого Станиславского.
В военные годы юная Наташа вместе с мамой, военврачом и логопедом, сопровождала санитарные поезда. А в 1943 году, когда МХАТ вернулся из эвакуации, Наташа Терентьева была зачислена во вспомогательный состав театра. Она участвовала в спектакле «Синяя птица», в тех волшебных эпизодах, когда сами собой начинали танцевать стулья, стол, двигаться стрелки часов. Осенью Наташу приняли на первый курс Московского городского театрального училища, где руководителем был ученик Станиславского Виктор Васильевич Готовцев. Одновременно она занималась в самодеятельном молодежном театре "Романтики", который организовали студенты театральных вузов Москвы, где заводилой был Александр Галич. Потом был театр в Иркутске, куда Наташа уехала вместе с мужем – будущим народным артистом СССР Сергеем Тихоновым, Псков, где она сыграла Ларису в "Бесприданнице". А с 1956 года - Терентьева и Тихонов уже в Ярославле, на сцене Волковского театра.
Ее актерская юность уже предсказывала будущий диапазон актрисы – от эпизодических «проказниц», от непосредственных инженю до песенно- лирического очарования, а затем и до трагических высот.
Можно много говорить о даровании Терентьевой, о комедийных работах 60 – 70х годов, остроумных и насмешливых. И в забавных положениях, и в парадоксальных ситуациях, с ловко закрученной интригой героини Терентьевой всегда сохраняли жизнелюбие и человечность.
В 60 – 80х событиями театральной жизни, вехами в истории Волковского театра становятся главные роли Терентьевой: миссис Уоррен («Профессия миссис Уоррен» Б. Шоу), Бернарда («Дом Бернарды Альбы» Ф. Г. Лорки), Рашель («Васса Железнова» М. Горького). Одна из выдающихся работ Натальи Терентьевой – роль Матери в «Материнском поле». Сильной стороной ее актерской индивидуальности становится синтез психологического и игрового рисунка образа.
Сценическими событиями рубежа XX - начала XXI века стали Генеральша («Фома» – «Село Степанчиково» Ф. М. Достоевского), Турусина («На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского), Бабушка («Игрок» Ф. М. Достоевского), Софья Ивановна («Рождественские грезы» Н. Птушкиной), Мурзавецкая («Волки и овцы» А. Н. Островского ). Работа актрисы над образом Мурзавецкой отмечена дипломами и призами театральных фестивалей «Дни Островского в Костроме» (март 2003) и «Славянские театральные встречи» («Гранпри», июнь 2003),
До каждой кровиночки Наталия Ивановна верна Волковскому театру. Театру, по убеждению Терентьевой, следует - служить. Театр - сладок и суров. Можно, - говорит актриса, - испытывать от него жесточайшие побои, толчки, удары судьбы, бедствия и землетрясения сердца – и все- таки беззаветно любить и отдавать ему жизнь!..
В своем историческом альбоме я нашла замечательные фотографии из спектакля "Соло для часов с боем", где Наталия Ивановна сыграла одну из коронных своих ролей - пани Конти - в дуэте с Франтишеком Абелем (народный артист России Владимир Солопов). Автор фотографий. фотокорреспондент ИТАР-ТАСС Сергей Метелица сумел запечатлеть малейшие и волшебные изменения настроения пани Конти - оттенки ее улыбки, внимательность и участие, мудрость и женское кокетство, задумчивость и грусть.... И влюбленность в жизнь.