26 октября 2010 ● Дина ГОДЕР
Две премьеры в «Практике»
Две осенние премьеры в «Практике» стоят рассказа хотя бы потому, что демонстрируют, как разнообразны сегодняшние представления об актуальном и провокационном театре. А быть в авангарде современности -- главная претензия маленького, но очень амбициозного театра.
Первая премьера -- «Коммуниканты» Дениса Ретрова в постановке Владимира Агеева. Сама пьеса демонстративно постсорокинская. Начинается она вполне реалистически, как болтовня некоего депутата на отдыхе в бане с девушками. Эдакое узнаваемое казенное косноязычие с матерком. Потом герой появится на экране телевизора и тоже будет нести что-то пафосно-знакомое про Россию. Третья, наиболее претенциозная и апеллирующая к Сорокину часть -- та, где герой, шлюхи, милиционер и среднеазиатский гастарбайтер начинают нести какую-то псевдосимеотическую ахинею про язык. Ну а потом начнется задушевная часть в духе колхозного кино 50-х, типа «встреча секретаря райкома с молодыми доярками». Режиссер, рассуждая о пьесе, говорит, что она провокативна, что в ней задается вопрос, «как язык влияет на нашу действительность», и что пьеса «зацепила его своей игровой структурой». Тем не менее публика никаких вопросов не замечает, а видит только, что коротенькая пьеса с середины буксует, переходя с одного речевого регистра в другой, перебирая многочисленные ложные финалы и никак не решаясь, чем бы завершиться. Впрочем, провокативность в спектакле действительно есть, но она связана не с «вопросами» и «структурами», а с тем, что всю первую половину спектакля герои -- депутат и девушка -- разгуливают по сцене совершенно голые, что не слишком привычно для целомудренного русского театра. А когда к ним присоединяется вторая девушка, она буквально на расстоянии вытянутой руки от первого зрительского ряда отыгрывает полноценный номер стриптиза вокруг шеста. Разумеется, красивые голые девушки, нанизывающиеся на шест или танцующие в луче света, распевая караоке «Сто шагов назад», волнуют публику иначе, чем очень похожий на Зюганова пузатый герой, которого, бесстрашно сняв трусы, играет действительно смешной артист Борис Каморзин. Но есть некоторые основания предполагать, что зрители будут приходить на «Коммуникантов» в первую очередь, чтобы под интеллектуальным прикрытием учреждения культуры увидеть то, что безо всякой провокативности каждый день идет в стрип-клубах.