4 февраля 2011 ● АЛЛА ШЕНДЕРОВА
"Калигула" Эймунтаса Някрошюса в Театре наций
Эймунтас Някрошюс поставил в Москве "Калигулу" Альбера Камю. Нынешняя премьера Театра наций — второй опыт сотрудничества литовского режиссера с русскими артистами. За обрусением наблюдала АЛЛА ШЕНДЕРОВА.
Говорят, о "Калигуле" Эймунтас Някрошюс и Евгений Миронов впервые задумались еще во время репетиций "Вишневого сада", где Миронов сыграл Лопахина. С тех пор прошло семь лет. Для наших актеров, как и для публики, Някрошюс остается главным театральным богом, появившимся на постсоветском пространстве за последнюю четверть века,— неудивительно, что Миронов так долго боролся за осуществление того замысла. Вероятно, и для режиссера главным манком проекта стала не пьеса Альбера Камю, а возможность вновь поработать с командой российских артистов. Дело в том, что "Калигула", написанный в 1938-м и впервые поставленный в 1945-м, сегодня кажется не более чем легким фарсом, в котором все персонажи, кроме цезаря, напоминают марионеток. Эта литературная основа оставляет мало шансов подняться до тех грандиозных философских метафор, на которых основаны все спектакли Някрошюса. Режиссер очень честно ставит не близкий ему материал, почерк мастера можно узнать в решении каждой сцены, но общего большого замысла тут пока не разглядеть.