– Да, в нашей жизни наступил новый этап, который ещё предстоит понять и осмыслить. Мы продолжаем жить, хотя и не в очень простой ситуации. С нами нет Марка Яковлевича Вайля, который тридцать три года назад основал этот театр. Он был для нас Лидером, Мастером, Учителем. И мы стараемся сохранить принципы, которые он заложил в основу театра, в его эстетику.
– Практика показывает, что если создатель спектакля не поддерживает его в рабочем состоянии, то он постепенно хиреет. Спектакль «Радение с гранатом» поразил меня свежестью мысли, отточенностью формы и блестящими актёрскими работами. Судя по всему, вы уделяете немало внимания жизнеспособности спектаклей Марка Вайля?
– Да, безусловно! Для нас очень важно сохранить спектакли Марка Яковлевича, особенно последние. Это были принципиальные работы Мастера: спектакли, откровенно говорящие о том, что его волновало в последние годы.
– Живы ли те спектакли, которые составили славу «Ильхому» в прежние годы, в частности брехтовская «Мещанская свадьба»?
– «Мещанскую свадьбу» мы перестали играть ещё при жизни Марка Яковлевича. Но в прошлом сезоне было решено вернуть её на сцену уже в обновлённом составе.
– А что с новыми постановками?
– В этом сезоне один из ведущих актёров театра Антон Пахомов поставил спектакль по повести-притче молодого писателя Сухбата Афлатуни «Глиняные буквы, плывущие яблоки». Мы осуществили несколько сценических импровизаций по современной западной и российской драматургии.
– Наверняка у Марка Вайля были какие-то планы на будущее…
– К сожалению, Марк Яковлевич не успел рассказать нам о своих творческих планах. Но мы совершенно точно знаем, что им была задумана постановка спектакля по книге Пьера Ди Би Си «Люськин ломаный английский». Планировался международный проект с театром из Великобритании Blow Up, и первый этап репетиций прошёл чрезвычайно интересно в июне 2007-го в Лондоне. У нас есть запись этих репетиций, и я очень надеюсь, что в следующем сезоне нам удастся осуществить этот замысел.
– Вы упомянули сценические импровизации по современным пьесам. Как это выглядит в вашем театре?
– Эта практика появилась у нас три года назад. Мы не называем их читками, эти акции для нас – нечто большее. Обычно из нескольких десятков мы отбираем три-четыре, на наш взгляд, лучших текста и передаём режиссёрской группе. Работаем обычно не больше недели и на сцену выходим за день до показа для зрителей. Такая экстремальная ситуация требует навыков, концентрации воли и способностей. Тут некогда расслабиться, нет возможности вернуться назад и что-то переделать. Это – разовый процесс.
– Марк Вайль был известен во всём мире и, наверное, служил надёжным щитом, противостоящим разного рода давлению на ваш театр. Есть ли такое давление сейчас?
– Театр существует в таких же условиях, как и при Марке Яковлевиче. Мы – не государственный театр. Государство нас не поддерживает, но и не давит на нас. Проблемы возникают лишь с финансированием. Негативная сторона нашей жизни – в отсутствии постоянной меценатской и спонсорской помощи.
– Кто же вас поддерживает?
– Мы поддерживаем себя сами, придумываем новые проекты, стараемся заинтересовать ими различные фонды, посольства и институты, такие как Институт Гёте в Узбекистане, бюро по сотрудничеству Швейцарского посольства, республиканский общественный детский фонд Узбекистана «Ты не одинок». Но в первую очередь нас поддерживает наш ильхомовский зритель.
– Вы с Марком Вайлем объехали полмира. А как сейчас?
– Уже после гибели Марка Яковлевича мы совершили длительный гастрольный тур по городам Америки, а затем приняли участие в Европейском театральном фестивале Theaterformen в Брауншвайге (Германия). Недавно, до приезда в Москву, мы были в Ницце на большом театральном форуме, где представляли «Орестею». Сейчас ведутся переговоры с театральными фестивалями в Польше и Вене.
– Вы за восемнадцать лет работы в «Ильхоме» сыграли много интересных ролей. Удаётся ли сейчас сочетать новую должность с актёрской работой?
– Это трудно, но я продолжаю играть весь прежний репертуар. Пока удаётся. В будущем сезоне мы планируем постановку шекспировского «Гамлета», в котором я надеюсь сыграть Клавдия. Ставить будет один из самых интересных режиссёров в Центральной Азии Овлякули Ходжакули. Пробую себя в режиссуре и я.
– Какие идеи задуманы режиссёром Борисом Гафуровым?
– В планах несколько работ. Одна из них, наверное, будет связана с современной российской драматургией. Подробнее говорить не буду, я – человек суеверный.
– Судя по всему, вас интересует российская «новая драма», ведь вашим дебютом в качестве режиссёра стал спектакль «Обломoff» по пьесе М. Угарова. Вы собираетесь и дальше двигаться в этом направлении?
– И в этом тоже. Но не только.
– Можете сформулировать, что такое ильхомовская команда?
– Ильхомовцы – это люди одной школы, эстетики, крови. «Ильхом» – удивительный организм. В нём никогда не было закулисных интриг, а сейчас им просто неоткуда возникнуть: мы очень много работаем.
– У вас есть ещё одна нелёгкая нагрузка: педагогическая. Преподавание для вас – это необходимая часть профессии или занятие для души?
– Это – часть моей жизни, без которой я не мыслю своё существование. Меня к этому подтолкнул Марк Яковлевич, сказал: бери учеников и учи! Как педагог я работал с ним последние семь лет, мы вместе выпустили четвёртую и пятую студии, в этом году, уже без него, состоялся выпуск шестой. А в сентябре нынешнего года мы набираем новую, седьмую студию Школы драматического искусства Театра Марка Вайля «Ильхом».
Беседу вёл Павел ПОДКЛАДОВ
Литературная газета