Итоги «Золотой маски» поставили под вопрос систему отбора номинантов

В Гостином дворе раздали «Золотые маски» — призы одноименного театрального фестиваля. Лидером фестиваля стал спектакль московского Театра Наций «Рассказы Шукшина», награжденный тремя «Масками». Как и ожидалось, региональные постановки уехали домой почти без призов, а председатель жюри резюмировал, что доверять отбор спектаклей по всей России маленькой группе людей нельзя.

«Золотую маску» вручили уже в 16-й раз, но это не помешало фестивальной дирекции во главе с Марией Ревякиной в очередной раз изменить структуру финальной церемонии, сделав ее более динамичной и компактной. Как и в прошлом году, вручение наград отделили от театрализованного действа, которым обычно сопровождали церемонии «Маски». Однако, сделали все с точностью до наоборот. Год назад лауреатов наградили днем, а вечером показали им, журналистам и почетным гостям театрализованное действо. В нынешнем году действо показывали еще до официального открытия церемонии, пока собирались гости.

Арфистки, аккомпанировавшие "живым скульптурам", сидели практически под самым потолком.

Садово-парковые скульптуры

По дороге в зал, где вручали «Маски», участники и гости фестиваля проходили через огромное пространство, наполненное живыми скульптурами. Античные фавны, наяды и прочие мифологические герои, раскрашенные под мрамор и бронзу, неторопливо двигались под музыку арфисток, сидевших в центре зала на высоком постаменте. Скульптуры поворачивали головы, плавно поводили руками и порой строили зрителям глазки. Достойных живых скульптур организаторы нашли только в соседнем государстве — они приехали из Народном театре живой скульптуры Евпатории и Театра живой скульптуры Крымского республиканского дворца культуры.

«Мы хотели, чтобы зрители сначала увидели представление, а потом попали на церемонию,— сказала GZR.RU постановщик церемонии, режиссер Нина Чусова.— Просто мы решили их разграничить. Потому что всегда церемония идет очень долго, а мы решили сделать ее покомпактнее. Чтобы зрители, пока идут, все увидели и прослушали целый концерт, а потом уже как бы отдельно была бы церемония».

Художнику Михаилу Шемякину, награждавшему театральных художников, все, происходившее в Гостином дворе очень понравилось: «Очень здорово. Великолепное оформление. Очень остроумное, очень тонкое, я бы сказал, по современным понятиям, сочетание общих элементов колонн и мужественных актеров. Просто здорово. Нет такой безвкусицы, которая иногда бывает на русских церемониях, когда активно вмешиваются „новые русские“.

Ударная церемония

Награждение проходило по-спортивному, без лишних слов. Ударники из группы Марка Пекарского отбивали ритм, «вручанты» и лауреаты говорили не больше минуты (один из лауреатов проговорился, что ему дали всего 30 секунд), а ведущим Марии Мироновой и Даниилу Козловскому досталось всего по несколько слов. Они объявили о закрытии и открытии, назвали людей, вручавших премии в разных номинациях, и много раз повернулись от двух экранов по краям сцены, на которых показывали номинантов, к ее центру и обратно.

Так как без меценатов сейчас не продержаться ни одному театральному коллективу, хоть большая часть театров и являются государственными, церемония началась со спонсорских «Масок». За поддержку театрального искусства отблагодарили Анатолия Павлова, директора ОАО «Пневмостроймашина» из Екатеринбурга, активно поддерживающего театральные начинания Олега Табакова (он и вручал), а также Фонду Михаила Прохорова. Конечно, не могли не сказать спасибо и государству — «Маску» получил Владимир Кожин, управляющий делами Президента РФ. Ну а после этого уже перешли к «своим».

Актриса Полина Кутепова не ожидала получить приз и поэтому не надела на церемонию вечернего платья.

Актриса Полина Кутепова не ожидала получить приз и поэтому не надела на церемонию вечернего платья.

Москвичи вышли вперед

Прогнозы о том, кто станет лучшим на «Маске», оправдались. Не только потому, что «Рассказы Шукшина» Театра Наций стали лидером фестиваля, как и ожидалось — постановка получила приз за лучший драматический спектакль большой формы (режиссер Алвис Херманис), за лучшую мужскую роль в драме (актер Евгений Миронов) и лучшую работу художника по костюмам (Виктория Севрюкова). Но еще и потому, что все премии в номинации драматический театр, за исключением одной, достались столичным театрам.

Евгений Миронов, получая премию, признался, что поначалу не хотел участвовать в «Рассказах», зато сейчас, играя в нем свой десяток ролей, испытывает ощущение, как будто «дышит чистым кислородом». Полина Кутепова, виртуозно сыгравшая Молли Блум в спектакле «Улисс» Мастерской Петра Фоменко, не ожидала, что получит «Маску» за лучшую женскую роль в драме. И даже не стала надевать на церемонию вечернего платья.

Лучшим режиссером признан Юрий Погребничко, который, несмотря на все трудности со зданием, сохраняет свой театр «Около дома Станиславского» и ставит там нежные, смешные и пронзительные спектакли. Спектакль Сергея Женовача «Рука Потудань» («Студия театрального искусства»), ставший лауреатом «Маски» в категории «спектакль малой формы», может служить образцом постановки в небольшом пространстве. Чтобы полностью оторвать зрителя от повседневных дел, их заставляют перед началом сдавать свои мобильники, которые складывают в специальный сейф.

Эксперимент под знаком гармонии

Ничего не поделаешь, театральный сезон в провинции вышел неурожайным. К примеру, в номинации «Эксперимент», куда собирают новаторские постановки, которые невозможно оценивать по критериям какого-то одного жанра, в нынешнем году были представлены только столичные работы. Одна из них — документальный спектакль «Я думаю о вас», который французский режиссер Дидье Руиз сделал не с актерами, а с обычными российскими стариками. Весь спектакль они сидят на стульях, вспоминаю первую любовь, маму или дорогие с детства предметы.

Другой пример — «Старухы» по Хармсу, который режиссер Федор Павлов-Андреевич поставил как причудливое звуковое полотно. Его энергетическим центром стала замечательная якутская актриса и мастер горлового пения Степанида Борисова. В этой же номинации оказались пьеса Павла Пряжко «Жизнь удалась», сплошь построенная на нецензурной лексике и поставленная как читка (Центр драматургии и режиссуры Казанцева и Рощина) и другая его пьеса «Третья смена» (Театр Йозефа Бойтса), завязанная на экспериментальной режиссуре.

Режиссер Сергей Женовач получил "Золотую маску" за лучший спектакль малой формы.

В итоге жюри выбрало самую гармоничную работу, диптих «Опус №7» режиссера и художника Дмитрия Крымова («Школа драматического искусства»). В нем музыка Дмитрия Шостаковича служит поводом для происходящего на сцене, а действие, создающееся прямо на глазах у зрителей режиссерами и молодыми художниками, выглядит как ее естественное продолжение.

«Я думаю о вас» получил приз критики. Просто потому, что невозможно оставить без награды работу, заключающую в себе одновременно театральный и социальный потенциал, заставляющую немолодых людей снова ощутить, что они нужны, и заставить нынешнее поколение вспоминать.

Особое мнение жюри

Чтобы провинциальные театры не чувствовали себя обойденными, жюри драматического театра и театра кукол все-таки вручило один из своих спецпризов пермскому театру «У моста».

Второй спецприз, напоминающий скорее медаль за отвагу, получил Центр драматургии и режиссуры и его «Жизнь удалась». Приз дали не за матершину, а за назидание. Председатель жюри Анатолий Смелянский сказал GZT.RU, что «Жизнь удалась» ставит диагноз нынешнему молодому поколению.

Режиссер Юрий Погребничко обошелся без благодарственных речей, просто сказал спасибо.

Режиссер Юрий Погребничко обошелся без благодарственных речей, просто сказал спасибо.

Жюри, по словам одного из его участников, театрального критика, Марины Давыдовой, работали единодушно. «Понятно, что мое сердце принадлежало „Рассказам Шукшина“, но за них я как-то особенно не переживала. Мне казалось, что они и так что-то получат. А, например, за спектакль Юрия Погребничко „Ля Эстрада“ переживала, потому, что мне кажется, что он сейчас как-то особенно нуждается в нашей поддержке, потому что ему, в общем, приходится несладко,— сказала она GZT.RU.— И то, что он получил премию, кажется мне правильным не только с эстетической точки зрения, потому что это действительно чудесный спектакль, я была очень рада его пересмотреть, но и с какой-то этической, моральной точки зрения, если такая точка зрения вообще в данном случае возможна».

Хорошо взвешенное решение

В номинациях музыкального театра в нынешнем году было представлено гораздо больше опер современных композиторов, чем обычно. Два спектакля-номинанта из Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко — написанный недавно «Гамлет» Владимира Кобекина и классическая «Лючия ди Ламермур» Доницетти, получившаяся изящной, как фреска эпохи Возрождения,- даже конкурировали между собой.

Решение жюри, как и в драме, выглядело максимально корректным и справедливым. Хотя в Мариинский театр на этот раз уехало гораздо меньше «Масок», чем обычно,— всего две,— но жюри не забыло ни одну из заслуживающих внимания работ, практически поровну разделив награды между сторонниками традиции и новаторами.

Любители классических оперных постановок останутся довольны наградами, доставшимися «Лючии ди Ламермур». Хибла Гирзмава — пожалуй единственная в Москве певица, способная справиться со сверхсложной партией Лючии, получила приз за лучшую женскую роль. И не только потому, что виртуозно и нежно поет все головоломные колоратуры. Она сыграла свою героиню, вникая во все психологические нюансы ее поведения.

Оперный дебютант, мастер драматических постановок Режиссер Адольф Шапиро, поставивший «Лючию» так, что действие на сцене казалось рожденным из звуков музыки, признан лучшим режиссером.

"Гамлет" композитора Владимира Кобекина (справа) получил "Золотые маски" за лучшую работу композитора и за лучший спектакль в опере. Вторая "Маска" - в руках у режиссера Александра Тителя (слева).

Новые оперные веяния заслужили награды в «Гамлете» — призы за лучший спектакль и лучшую работу композитора. В этой опере от традиции не осталось камня на камне. В основе либретто не шекспировская трагедия, а современный текст по ее мотивам, насыщенный элементами молодежного слэнга. Музыка Кобекина похожа на замысловатый музыкальный ребус из средневековой музыки, бурятских напевов и откровенных цитаты из шлягеров 70-х. В постановке, сделанной режиссером Александром Тителем, Дания напоминает Россию, Гамлет вылезает из под ног зрителей (спектакль играют на малой сцене), а в Эльсиноре едят баланду из жестяных мисок.

Мариинскому театру оба приза (приз за лучшую мужскую роль и спецприз жюри) достались за постановку «Гоголиады» — современной оперы, сочиненной совсем молодыми композиторами на тексты Николая Гоголя и исполненную молодыми певцами.

Триумф Алексея Ратманского

Лидером «Золотой маски» в номинации балета стал хореограф Алексей Ратманский. Он награжден сразу за два спектакля: «Маску» за балет «Конек-Горбунок» в Мариинке Ратманскому вручили как лучшему хореографу, а его балет «Русские сезоны» в Большом театре признан лучшим спектаклем в балете.

Хореограф, 15 апреля показавший в Мариинском театре свою необычную версию балета Родиона Щедрина «Анна Каренина», на церемонию не приехал. Сейчас основное место работы лучшего хореографа России — American Ballet Theater. «Маску» за «Русские сезоны» получил вместо него автор балета, композитор Леонид Десятников, сейчас занимающий пост музыкального руководителя Большого театра. Выйдя на сцену он пообещал, что буквально через год Ратманский вернется на постановку в Большой театр, поскольку они запланировали новую совместную работу.

Призом за лучший спектакль современного танца награжден «Casting off» (театр «Балет Евгения Панфилова», Пермь). Хореограф Лариса Александрова, дебютировавшая на «Маске», сразу обратила на себя внимание умением не только создавать пластические образы, но и виртуозно обыгрывать костюмы исполнителей и предметы на сцене. В ее постановке кринолины танцовщиц поначалу выглядят огромными абажурами, постепенно танцоры срывают покрывающие их белоснежные ленточки, и в финале кринолины превращаются в экран, на котором демонстрируют огромные, черно-белые фотографии.

«Маска» требует более тщательного отбора

Приговор «Маске» 2010 года вынес сам председатель жюри Анатолий Смелянский — ректор Школы-Студии МХАТ, заместитель художественного руководителя МХТ имени Чехова. Он подтвердил впечатление о том, что провинция в этом году заметно уступала Москве. Смелянский рассказал GZT.RU, что жюри уже не первый год сталкивается с одной и той же проблемой: спектакли, отобранные на «Золотую маску» экспертами, вызывают у жюри недоуменные вопросы, кто и зачем отобрал тот или иной спектакль.

Чтобы решить эту проблему раз и навсегда, Смелянский предложил «Золотой маске» работать по тому же принципу, что и Национальная телевизионная премия «Тэфи». «Существуют специальные „Тэфи“ в регионах. Надо открывать региональную „Золотую маску“, чтобы Россия была в ней больше представлена, чтобы не было случайностей в отборах. Потому что, когда 5–6 человек разъезжают по огромной стране и отбирают спектакли, это неизбежно случайно. Надо каким-то образом дать возможность регионам страны устраивать свои фестивали, и там отбирать лучшее. Мне кажется, что это приходит на ум после нынешнего фестиваля»,— сказал Смелянский.

GZT.RU

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе