Кадры мешают всё

В Большом театре произошла бархатная контрреволюция 

Десять дней назад в театральном мире запульсировала интрига: вот-вот «уйдут» Леонида Десятникова. Того самого музруководителя Большого, с чьим появлением в театре связывали большие надежды на бархатную революцию. И в том, что касается репертуара, и в сложившейся системе «закулисных» отношений. Год назад по вступлении в должность композитор с европейским именем направо и налево аттестовал себя временщиком. Неосмотрительно, но вполне трезво. Однако вряд ли кто думал, что контракт Десятникова прервется даже раньше означенного в нем августа 2011-го и за его спиной.

Человек с петербургским образованием, учившийся в консерватории у Бориса Тищенко, Десятников впервые появился в Большом в 2005-м как автор оперы «Дети Розенталя». Скандал тогда, как помните, был преувеличенным по масштабу и грубым по режиссуре. Возбужденные «нашисты», воодушевленные старшими товарищами из Госдумы, шумно пикетировали Большой с унитазом в руках. Десятников на все нападки отзывался кротко: «Дума состоит из очень инфантильных людей». К тому моменту он был широко известен в узких кругах: в его активе значились кроме прочего камерные оперы «Бедная Лиза» и задиристая «Браво-брависсимо, пионер Анисимов», кантата «Дар» на стихи Державина и поразительно тонкий вокальный цикл «Любовь и жизнь поэта» на стихи Даниила Хармса и Николая Олейникова. А также музыка к кинофильмам «Закат», «Мания Жизели», «Пленный», «Москва» и другим. Плюс — это важно — лавры одного из самых исполняемых в мире современных российских композиторов. После громкого ухода Александра Ведерникова публике представили Десятникова как нового музыкального руководителя Большого театра. Он уже тогда смотрелся маргиналом в златопарчовых интерьерах. К пресс-конференциям не брился, фраку предпочитал что-то помято-вельветовое, был демократичен, ироничен, интеллигентен. Хочется добавить, слишком.


Формальные итоги работы Десятникова на посту — громадная победа оперы «Воццек» и оглушительный пшик оперетты «Летучая мышь». Балет жил своей жизнью, исправно выпуская скучные премьеры, оркестр — своей. Все основные планы на прошедший и будущий сезон были сверстаны до Десятникова, так что по большому счету он, как герой старой советской комедии, «ничего не сделал, только вошел». Но сам его приход, личные качества и, главное, трезвое понимание своих сил и проблем Большого сулили бархатную революцию. Увы. Год назад Десятников в интервью «Итогам» прозорливо заметил, что в случае преждевременного расторжения контракта он хотя бы не должен платить неустойку. Опять увы. Он ее платит косвенно, ибо работает над балетом «Утраченные иллюзии» с хореографией Алексея Ратманского, премьера которого назначена в Большом на апрель. Затея непростая, ибо превратить роман Бальзака в спектакль о коллективном бессознательном богемы толком не удавалось еще никому. Как ему работается после скоропостижной отставки, закамуфлированной под «собственное желание», понятно без лишних слов. Остается надеяться на фирменное десятниковское чувство юмора. Подозреваю даже, что для него подковерные кадровые решения, о которых он узнал постфактум, — трагедия гораздо меньшая, чем для тех, кто покупает билеты в Большой.

Что касается преемника Десятникова — нового музыкального директора Василия Синайского, то контракт с ним тоже еще не подписан, но, естественно, новые обязанности он будет сочетать с постом главного дирижера Большого театра. Год назад его имя назвали в списке пяти «постоянно приглашенных» маэстро, готовых тесно сотрудничать с Большим. Стало быть, в его лице нашли золотую середину: 63-летний Синайский обошел Лазарева и более молодых Курентзиса, Юровского и Петренко. Дирижер он прекрасный, человек взвешенный, пробивать радикальные проекты и дразнить гусей богемными привычками не будет. Он больше известен как симфонический дирижер, живущий в Европе с семидесятых и не рвущийся в оперу. В начале девяностых — музыкальный директор и главный дирижер оркестра Московской филармонии, главный приглашенный дирижер оркестра Нидерландов, чуть позже главный приглашенный дирижер в престижном месте — оркестре Би-би-си. В этом смысле Василий Синайский вполне вписывается в имперский формат Большого.

Десятников для главного театра страны оказался мягковат — его быстро «переварили». Как и других его предшественников, презентовавших себя в амплуа «либерального руководителя». Алексей Ратманский, Борис Акимов — все они недолго рулили на больших постах в Большом. Акимов же сформулировал главный принцип кадровых перестановок в Большом: «Кампания по снятию тебя с должности начинается в день приказа о назначении».

Но есть и другая сторона. Возможно, смена музыкального руководителя предваряет либо загораживает изменения в контракте генерального директора Большого Анатолия Иксанова. О продлении его полномочий, истекающих в этом году, ходит немало толков: то ли продлевают контракт на два года, то ли на пять, то ли не продлевают вовсе и грядет полная смена администрации аккурат в канун открытия исторической сцены.

Вот и назревает вопрос: может, надо все-таки менять не топ-менеджеров, а всю философию менеджмента в Большом? Скажем, скрупулезно, как на Западе, прописывать в контракте вновь нанимаемых специалистов любого уровня — хоть Десятникова, хоть Синайского, хоть Баренбойма — круг их прав и обязанностей. А озадачив, довести содержание этих не бог весть каких служебных тайн до сведения всех любопытствующих. Тогда в момент расторжения контракта будет понятно, кто мог бы, но не делал, а кто и делал бы, да не мог. Кадровая прозрачность принесет пользу театру, власти и зрителям. И добавит харизматичности руководителям высшего звена. Большой тем временем лихорадит на всех уровнях. Если первый человек главного театра страны не в курсе собственного будущего, то и зритель в своих отношениях с Большим не может чувствовать себя уверенно.  

Лейла Гучмазова

Как вы думаете? 

Вacилий Бархатов, режиссер-постановщик: 

— Смена музыкального директора в Большом говорит о том, что люди себя ищут. Леонид Аркадьевич — умный человек с хорошим вкусом, и, может, что-то в сложившейся ситуации его не устроило. Еще, видимо, свою роль сыграл тот факт, что Синайский — практикующий дирижер. Насколько я помню по работе над «Летучей мышью», в Большом случались рабочие моменты, когда все было на грани абсурда — непонятно, кто за что несет ответственность. Может, Иксанов и Десятников обоюдно поняли, что надо что-то менять? Сугубо мое личное мнение — и Десятникову, и Большому это музыкальное руководство оказалось не очень нужным. Ибо Леонид Аркадьевич — замечательный композитор и художник в самом широком понимании, а не номенклатурная единица. 

А в том, что смена руководства случается так часто, ничего кошмарного не вижу. Европейские театры и фестивали часто меняют интендантов — тот же Жерар Мортье переходил с одного места на другое не только по художественным, даже по политическим соображениям. В этом смысле Большой не гиблое место. 

Александр Бакши, композитор, лауреат Государственной премии РФ: 

— Правильно, что Леня ушел: дело композитора – сочинять музыку, а театром пусть руководят люди, которые занимаются исполнительской практикой: режиссеры и дирижеры. На моей памяти было только одно исключение, когда театром руководил Кирилл Молчанов. Еще Вагнер, но он занимался своим собственным театром, а Большой или Мариинский — другое дело. Композиторам хорошо бы организовать какой-то композиторский совет при театре, но руководить… Впрочем, не мне судить. Сам я уже лет тридцать нигде не служу, и мне трудно представить себя в кабинете с секретаршей. 

У нас действительно нет музыкальных интендантов. В мире эти люди с чутьем во многом определяют развитие театров и фестивалей. Не зацикливаясь на известном, они должны сочетать коммерческие навыки, художественный вкус и ощущение духа времени. Настоящий интендант должен чувствовать тренд. Сейчас многое делают Валерий Шадрин на Чеховском фестивале и Владимир Урин в МАМТе, но, по большому счету, в России таким был Дягилев — других не знаю. 

Крупный театр, как Большой, это фабрика по производству спектаклей, и чтобы ею управлять, нужны, как говорится, специально обученные люди. Не знаю, может, Синайский и сможет как-то за всем уследить. Главное, чтобы не повторялась история, когда решать могут одни, а отвечать должны другие.

Итоги.RU
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе