Картошка, девки и колун

Под занавес Волковского фестиваля публике показали «Ревизора» Вильнюсского малого театра. Над хрестоматийной пьесой поработал известный литовский режиссер Римас Туминас. А роль Городничего сыграл народный артист России Сергей Маковецкий.
Декорации показывают все убожество уездного городка: деревянный тротуар, лужа масштаба миргородской.  Верстовые столбы. Это, по мнению литовцев, и есть Россия: что-то  пыльное, серое, как разбросанная по столу картошка, которой кидаются герои. Темное, как погреб. Варварское, как колун, которым так лупасят по сцене, что аж щепки летят. Безвкусное, как нарумяненные девки в цветистых полушалках.

Холеные, статные прибалты, за исключением, может, свиноподобного Земляники, мало напоминают карикатурных гоголевских чинуш. Городничий глядит этаким франтом. Голубое кашне, какой-то нэповский красный мех на воротнике - Ося Бендер точно бы позавидовал. Да еще стишками балуется. Если Маковецкий (на снимке) играет с антрепризной небрежностью - ему произнести монолог что сигаретку выкурить, то Хлестаков (Арунас Сакалаускас) выкладывается по полной. Перед нами настоящий трудяга. Вылитый Роуэн Аткинсон в роли Мистера Бина. Та же мимика, жесты. Именно на них, а не на декламации все и строится. И благодаря этому трехчасовое действо не превращается в пытку. Хлестаков у Римаса Туминаса не молодой вертопрах-пустышка, столичная штучка, а клинический идиот. Первый раз зритель видит его сидящим на железной  кровати в богом забытом трактире в одном исподнем. Он, как ребенок, капризно сучит ножками, показывая всем трусы, и ноет, ноет...

Такой уж он, недолюб-ленный мальчишка,    которого все стараются ублажить. Захочет он пописать - пожалуйста: городничий распахивает мундир - и хоп! - кабинка готова. А чего стоит пассаж, когда городничий, засыпая, пристраивается к дорогому гостю с тыла, а потом кричит петухом!

Финал спектакля больше похож на апокалипсис. С потолка начинает лить ливень. Кучка до смерти  перепуганных чиновников жмется на маленьком плоту, как грешники во время потопа. Недостроенный храм вдруг оживает и, как огромная швабра, летит по кругу, гася свечи и сметая на своем пути хрупкие фигурки. И посреди всего этого светопреставления босой  обманутый  городничий с иконой под мышкой. Но скоро волны сметают и его...
Золотое кольцо
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе