Холодно, холодно

"Аркадия" в Театре на Малой Бронной стала первой премьерой в новом сезоне

Театр на Малой Бронной по традиции первым открывает новый театральный сезон и, тоже по традиции, первый сыграл первую премьеру сезона. Пьесу Тома Стоппарда «Аркадия» поставил худрук театра Сергей Голомазов. 

«Аркадии» на Малой Бронной не повезло с контекстом: премьеру сыграли через пять дней после последнего спектакля Чеховского фестиваля, после «Липсинка» Робера Лепажа, и поневоле живые интонации того спектакля то и дело всплывали и мешали радоваться тому, с чем мы остались. 
Сергей Голомазов – не из тех, от кого не ждут ничего хорошего. Кто-то помнит начало его актерской карьеры – его первый выход связан как раз со Стоппардом, он сыграл главную роль в, пожалуй, легендарном спектакле Евгения Арье «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». В каждом его лукавом взгляде чувствовалось абсолютное понимание того, о чем написал свою пьесу Стоппард! 

Судя по лучшим его спектаклям, по «Петербургу» в Театре Гоголя, например, по «Фотофинишу» в Ермоловском театре, он и форму держит в уме, и об актерах не забывает, короче говоря, Голомазов владеет очень важными режиссерскими умениями (не все, кто ставит спектакли, ими обладают, приходится то и дело оговаривать эти неочевидные обстоятельства). 

И вот – свой театр, делай что хочешь. Ну, труппа – понятное дело, досталась в наследство, история Театра на Малой Бронной – как история тяжело больного пациента, которого долгие годы от одного врача футболили к другому, и тут не то что лечить, у некоторых не хватало времени на то, чтобы заглянуть в медицинскую карточку… В общем, можно только посочувствовать и дать фору. Прошло два года. 

Тут выяснилось, что уже много лет Голомазов мечтает поставить «Аркадию». И раз он взялся за дело, значит, помимо надежды на русский авось, имелся и трезвый расчет. Ведь то, что «пьеса сложная в силу драматургической многоэтажности и стоппардовской озорной запутанности», режиссер знал, поскольку эта цитата позаимствована нами из пресс-релиза. 

Две сюжетные линии, одна относится к началу XIX века, другая развивается в наши дни, но обе – в одном и том же английском поместье. Нынешний профессор-филолог Бернард Сэлоуэй (Дмитрий Цурский) пытается свести концы с концами и доказать, будто бы Байрон в этом самом поместье убил на дуэли никому не известного рифмоплета и ботаника Эзру Чейтера (Владимир Ершов). А параллельно, вернее, почти двести лет назад, юная Томасина Каверли (Антонина Шеина), влюбленная в домашнего учителя (Данил Лавренов), доказывает сложнейшие теоремы. И только ранняя гибель скрыла ее достойное имя от потомков. 

Не хочется сказать, что премьера обернулась провалом. Во-первых, первый спектакль – еще не показатель успеха или неуспеха, во-вторых, море цветов, крики «браво» и долгие аплодисменты трудно поделить на родственные и на те, которые принадлежали театральной, но все-таки менее заинтересованной публике. В-третьих, несколько моментов мешают говорить об одних только разочарованиях. Хотя к концу спектакля накопилось много неприятных вопросов. Почему, например, часть актеров говорят еле слышно, а другие – кричат? Скажем, Лариса Богословская, игравшая мать большого английского семейства, кричала так, будто бы все вокруг глухие, а ее должно быть слышно и в самых отдаленных уголках большого парка? Почему в современной истории молчаливый Гас Каверли (Иван Макаревич) изображает явно тяжело больного, специфически заламывая кисти рук? Почему на роль жениха писательницы Ханы Джарвис (Вера Бабичева) был назначен Андрей Рогожин? У него – запоминающаяся внешность, он, вероятно, был уместен в ролях метущихся, сомневающихся героев, но поверить в серьезность и искренность его сексуальных притязаний, тех, о которых он время от времени говорит, никак невозможно. Тип другой. Конечно, система амплуа сегодня разрушена и забыта, но основ театра отменить никто не может: ты или веришь актеру, или – нет. 

Скажем, режиссер выстраивает в одну цепочку героев из разных эпох и заставляет их, не глядя друг на друга и как бы друг друга не замечая, передавать из рук в руки тетрадки и книги. Условность? Но – убедительная и эффектная. 

В уже упомянутом пресс-релизе режиссер справедливо обращает внимание на важную, хотя и простую мысль Тома Стоппарда: после нашей смерти остается только теплота. 

Теплота, хотя и ненадолго, возникала и во время спектакля. 

Остроумную декорацию придумал Алексей Порай-Кошиц с садовыми статуями, которые то распаковывают, то запаковывают обратно и укладывают в ящиках спать. Костюмы Виты Севрюковой весело и откровенно играют с нашими представлениями о чопорной Англии, шотландской клетке и клетке Burberry. Плюс – несколько способных молодых актеров: Екатерина Дубакина (поразительно естественна, было даже жаль, что театр вынужден апеллировать к ее игре в сериале «Моя прекрасная няня»), Антонина Шеина, Иван Макаревич. И зрелые тоже есть – Александр Макаров, Владимир Ершов, Кирилл Глазунов в эпизодической, но важной роли дворецкого. И режиссер в театре есть, да только в этот раз у него, по-моему, не сложилось.

Григорий Заславский 

Независимая газета
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе