Комедии положений с моралью и без

Под занавес театрального сезона все ярославские театры пригласили своих зрителей на премьеры. О новой постановке волковцев мы уже писали («СК» от 6 июня 2009 года
«В Волковском - «Горе от ума»). Театр юного зрителя и камерный театр под руководством Владимира Воронцова также обратили свои взоры в сторону классики, но их внимание привлекла французская комедия XVII века.

И хоть представляется маловероятным, чтобы руководители разных театров согласовывали между собой внутреннюю репертуарную политику, однако факт налицо, точнее - на афишах: в ТЮЗе вспомнили драматургию Жана Франсуа Реньяра, в камерном смакуют Жана Батиста Мольера.
Если про Мольера знают даже двоечники, то имя Реньяра не столь на слуху. А между тем, ещё один замечательный француз примерно той же эпохи Вольтер между этими двумя драматургами ставил знак равенства: «Кому не нравится Реньяр, тот не достоин восхищаться Мольером». Ни больше ни меньше.


Заданий на дом не будет

Жан Франсуа Реньяр появился на подмостках ТЮЗа с подачи режиссёра Анатолия Слюсаренко. Он крымчанин, в прошлом - главный режиссёр театра «Торикос» в Геленджике. Этому режиссёру свойственно обращение к серьёзному и малоизвестному репертуару. Хотя пьесу «Единственный наследник», самую известную комедию в стихах Реньяра, слишком уж серьёзной не назовёшь. А откуда взяться «серьёзу», если автор (Реньяр то есть) сам вёл рассеянную светскую жизнь, был беззаботным эпикурейцем, кутилой, игроком и повесой, а на литературную работу смотрел как на развлечение? Вот уж точно - «каждый пишет, как он дышит».

Сюжетная линия «Единственного наследника» незамысловата. Богатый дядюшка Жеронт (артист Василий Малов - на вехнем снимке) находится при смерти; вокруг него, точно пчела над вареньем, вьётся племянник Эраст (Алексей Перчук - на нижнем снимке справа), мечтающий о наслед­стве. Однако свои мысли на этот счёт есть и у ловких, себе на уме, слуг (Илья Колесов и Анастасия Колпащикова - на нижнем и верхнем снимках соответственно), которые мастерски обводят вокруг пальца и молодого, и старого хозяев, в финале спектакля изрядно набивая собственные карманы. Вся постановка - фарсовые сцены, построенные на переодевании, и комические недоразумения как движущая сила сюжета.
Выделить отдельные, наиболее удачные актёрские работы достаточно сложно, что, по большому счёту, говорит в пользу спектакля - удалось создать единое художественное полотно. Хотя многие зрители аплодисментами встретили появление на подмостках заслуженной артистки России Ирины Капраловой в роли госпожи Аргант; бисировали и льющимся неуправляемым словесным потоком монологам Доктора в исполнении заслуженного артиста России Олега Челнокова.

Интересно сценическое решение спектакля, принадлежащее художнику Фагиле Сельской. Подробные яркие костюмы героев - кринолины и кружева, парики и перья - резко контрастируют со скудостью реквизита и потрясающими декорациями, очень лаконичными при всей своей технической сложносочинённости: это окно, за которым, вне зависимости от кипящих на сцене страстей, неторопливо сменяют друг друга времена года. Дескать, всё проходит, и это тоже пройдёт. Порой кажется, что декорации даже слишком хороши, потому что в отдельные моменты перетягивали одеяло зрительского внимания на себя.

Особой морали от «Единственного наследника» ждать не стоит - это вам не басня Крылова. Но и без серьёзных моралистических и сатирических заданий «на дом» Реньяр в истории французской драматургии занимает место крупнейшего представителя развлекательной комедии положений.

Режиссёрский почерк Анатолия Слюсаренко и его подробная, скрупулёзная работа с актёрами приглянулись руководству ТЮЗа. Директор театра Наталья Прокина отметила, что встреча с подобным художником - большая удача для театра, и она надеется на дальнейшее сотрудничество с ним.

Обещанноготри года ждут
Премьеры спектакля «Не сотвори себе жену» поклонники творчества Владимира Воронцова, который является художественным руководителем камерного театра, ждали ...ровно три года. За этот срок Владимир Александрович, взяв за основу пьесу Мольера «Урок жёнам», написал оригинальный текст «под Мольера». Так появилась на свет пьеса Леонида Рокотова (это сценарный псевдоним Воронцова) «Не сотвори себе жену». Владимир Александрович не первый раз берётся адаптировать классику к сегодняшнему дню: в репертуаре камерного театра есть «Представление трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» на убогих подмостках конца ХХ столетия», «Дон Кихот. Версия умалишённых». Спектакли авторские, «штучные».

«Не сотвори...» - это тоже комедия положений, рассказ о том, как шестидесятилетний старик Арнольф (заслуженный артист России Виктор Григорюк) задумал жениться на собственной семнадцатилетней воспитаннице Агнессе (актриса Замира Колхиева). Он долгие годы, точно кропотливый садовник, выращивал себе жену по собственному вкусу. И дело шло к свадьбе, когда произошла случайная встреча воспитанницы с сыном давнего приятеля Арнольфа - Эрастом (актёр Назар Артамонов). Молодые люди полюбили друг друга, и, несмотря на происки одураченного старика, заручившегося поддержкой двух слуг (актёры Зинаида Сопотова и Константин Силаков), история заканчивается помолвкой молодых.

Жанр - комедия положений - не един­ственная перекличка с премьерой в ТЮЗе. Столь же роскошны и вычурны костюмы, столь же лаконичны декорации... В спектакле «Не сотвори...» на контрасте работают полотна средневековых живописцев, зарешёченные холодным железом, в остальном - тот же минимализм. К слову, художественное решение спектакля - тоже заслуга Владимира Воронцова.
Игра актёров потрясающая! За каждой интонацией, обменом репликами, выражением лица следишь, затаив дыхание, погружаясь в редкое состояние полной растворённости в спектакле. Тонкая, подробная, филигранная работа актёров дополняется столь же одухотворённой работой со светом и звуком, пристальным вниманием к каждой детали. Постановка яркая, цельная, давно ожидаемая и оправдавшая все надежды, вновь поднимающая камерный на небывалую высоту, взятую десятилетие назад дебютной постановкой театра «Интервью».
Северный край

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе