До прихода в театр Бориса Мездрича сотрудники Первого русского работали по бессрочным договорам. Теперь, похоже, все изменится, и новые порядки в первую очередь отразятся на артистах. Как утверждают волковцы, расторгнуть такой договор дирекция театра по своему усмотрению сможет и до окончания годичного срока: в документе есть подпункт, указывающий на это. Кроме того, при подписании контракта (а введение срочного договора, по сути, рассматривается как переход на контрактную систему) сотрудникам почему-то не выдают второй экземпляр на руки и вообще запрещают выносить договор за пределы театра.
Понимая, какую ловушку готовит для них Мездрич, не раз грозивший увольнениями, многие актеры отказываются ставить свою подпись под новоиспеченным документом. Как говорят, в их числе оказались известные мастера сцены, любимцы публики Владимир Солопов, Анатолий Соколовский, Вадим Асташин, Андрей Зубков, Николай Лавров, Наталья Кучеренко, Людмила Томилина и еще около 10 человек. Хотя Борис Михайлович вкупе с главным режиссером Волковского Сергеем Пускепалисом обещают тем, кто перейдет на срочный договор, золотые горы: дескать, будете получать хорошую зарплату и лучшие роли. А тем, кто не соглашается, угрожает забвением и копеечными зарплатами.
Новый договор еще больше расколол коллектив. Боясь впасть в немилость, подписавшие контракт стараются как можно меньше и прохладнее общаться с теми, кто его проигнорировал. А начальство, видимо, поддерживает эту нездоровую атмосферу.
Продолжается в Волковском и политика искоренения традиций. Борис Мездрич и Сергей Пускепалис не скрывают, что выбрали для академического театра новый курс. Артистам и зрителям предлагают напрочь забыть историю Первого русского и все хорошее, что раньше было, и окунуться в атмосферу авангарда, который должен вызывать у зрителей шок и эмоциональное потрясение. Последние премьеры в этом плане очень показательны. А те, кто не верит в такой театр, фактически объявляются врагами.
Доходит даже до оскорблений. Возвеличивая свою роль и роль Бориса Мездрича в становлении нашего театра, его главный режиссер Сергей Пускепалис в интервью Константину Гольденцвайгу («НТВ», Итоговая программа от 20 июня 2010 года) называет Волковский кладбищем, безнадежным болотом и колхозом, который новое руководство якобы пытается превратить в оазис. И немало преувеличивает, говоря о том, что посещаемость театра за счет новых премьер и творческих нововведений выросла вдвое. Корреспондент «НТВ» после услышанного добавляет страстей и дает свою нелестную оценку ярославскому храму Мельпомены: «...Зато есть сверкающий лоском Ярославский академический драматический театр, годами привилегированный, потому что старейший в России. Что годами же и посредственнейший, и полупустой, никого до недавнего времени не занимало. Хороша ли труппа, плоха, а раз есть в бюджете копеечка на культурку, значит, должен быть хоть какой-нибудь театрик. Так опять решило начальство...»
Ходят слухи, что варяг Мездрич мечтает подмять под себя не только Первый русский, но и остальные ярославские театры. А также некоторые учреждения культуры, например, филармонию, создав единый творческий концерн. И посадить на руководящие должности своих ставленников, быть может, даже родственников. Но если это произойдет, на культурном развитии Ярославля, в нормальном его понимании, можно будет ставить жирный крест. Ведь неизвестно, какие еще эксперименты придумает и разовьет на нашей земле Борис Михайлович.
Золотое кольцо