Любовь и деньги

Волковский фестиваль, открывшийся мировой премьерой балета «Аркаим» Башкирского государственного театра оперы и балета, продолжается. Ярославские театралы уже увидели спектакль «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» в исполнении артистов из Вашингтона, а также два спектакля по пьесам А. Н. Островского – «Таланты и поклонники» в постановке БДТ имени Товстоногова и «Женитьба Белугина» МХАТа имени М. Горького.
НЕ ВСЕГДА ЕСТЬ МЕСТО ПОДВИГАМ

Режиссер Николай Пинигин решает спектакль «Таланты и поклонники» в тонах старинной фотографии XIX века. Постановщик сознательно приглушает «островское» начало, а художник Эдуард Кочергин вместо павильонов ставит на сцене легкие стелы – как страницы фотоальбома, в зеленовато-блеклых тонах изображающие интерьеры купеческих комнат.

Поэтичность сдержанности, за которой пространство подтекстов, невысказанного и несказанного, живет в прекрасном и странном дуэте, который ведут Мартын Прокофьич (Валерий Ивченко) и Домна Пантелеевна (Ируте Венгалите). Они задают тон всему спектаклю – начинают и фактически венчают его. За ними – истинная жизнь, обжитый быт (или необжитая безбытность, как у Мартына Прокофьича), служение домашнему очагу с той же силой и страстью, с какой служат искусству подвижники духа. Горделивая, осанистая Домна Пантелеевна не похожа на комическую мещанку, какой ее обычно представляют. В Мартыне Прокофьиче трепещет и звенит лирическая струна. Но в них есть самостояние, внутреннее достоинство и сила духа. Есть внутреннее изящество, корректность внешнего облика, спокойная сдержанность.

На этом фоне Негина (Александра Куликова) – «маленькая актриса без большого таланта», только что вступившая на сцену. Драматизм поединка отзывается скорее в сердце матери, нежели дочери, существующей в состоянии монотонного угнетения. Трудно веришь в ее артистические силы, в ее бенефис, в ее сценическую притягательность. Давно уже – и в наше время особенно – режиссеры даже не пытаются поднять хоть сколько-нибудь Негину (как и чехов­скую Нину Заречную) на высоту духовного подвига – служения искусству и сцене. До подвига ли, если время далеко не героическое. Возмущения и укоризны сыплются со всех сторон: в жизни далеко не всегда есть место подвигам!

Негину ценят не за талант, она просто хорошенькая. «Поклонники» Негиной – прежде всего покупщики. Нынешние менеджеры. Продают и покупают. И Великатов (Сергей Лосев) в этой толпе отличается от других разве что быстротой оценки ситуации, развертыванием собственного провокативного сценария. Он такой же покупщик, как и Дулебов и прочие. Покровители циничны и равнодушно-веселы. Они ведут торг, развертывают афиши, рисуют столбики цифр, подсчитывают доходы, продают Негину, как вещь с аукциона. Пинигин смотрит на историю, рассказанную Островским, проще и обнаженнее.

И «Таланты и поклонники», и «Женитьба Белугина» выдвигают на первый план мотив искушения, испытания человека властью денег.

МЕДОВЫЙ МЕСЯЦ АНДРЕЯ БЕЛУГИНА

«Женитьба Белугина» доронинского МХАТа родилась будто в Малом театре. Стилистика спектакля к этому располагает. Перед нами – «сцены из московской жизни». Интерьеры комнат Карминой, Белугиных художник Владимир Серебровский одел в изящные веселенькие рамочки из русских набивных ситцев. В рисунках этих ситчиков живет нехитрый мотив той простенькой и веселой кадрили, которой завершится спектакль. Неожиданная водевильная развязка объясняется и читается просто – в финале актеры словно бы приподнимаются над тем бытовым складом-укладом жизни, в котором обитали их герои. И в этом спектакле живут свои «старики». Гаврил Пантелеич в мудро-цепком исполнении народного артиста России Геннадия Кочкожарова, Настасья Петровна – народная артистка России Любовь Стриженова. Дополняет этот дуэт Нина Александровна – заслуженная артистка России Лидия Матасова, мастерица варить всяческие «каши» для своего любимого чада.

В роли купца Белугина – Андрей Чубченко с его открытыми душевными порывами, чертами ясной простоты. Ни актер, ни режиссер-постановщик спектакля – народная артистка СССР Татьяна Доронина не стремятся наделить главного героя пафосом безбрежной русской шири, богатырства русской души, какую прежде когда-то играли в Белугине. Характерная и преобладающая черта Белугина – Чубченко – необыкновенное самообладание. Это качество последовательно и мастерски проводится артистом. Вот Белугин (не Андрюша, а Андрей) с букетом в руках, во фраке, который он не очень привык носить, стоит, ослепленный красотой своей избранницы Елены Карминой (Елена Катышева). А в груди бушует стихия, совладать с которой он не в силах. Ослепление вскоре исчезнет. И вырвется из груди признание – обрел Белугин не любовь, не утеху душе, а муку! «Я дом зажгу и сам в огонь брошусь!..»

«Зачем вы меня к этому делу припутали и над сердцем моим надругались?!»

В четвертом акте он будет полусмеяться-полурыдать. Но Островский написал комедию. А потому герой Чубченко устроит для Елены, изменявшей ему, настоящее испытание. И спектакль окончится долгим поцелуем и той самой кадрилью, о которой говорилось выше.

Сыграно чисто, легко, светло и молодо.

Северный край

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе