Марк Захаров поставил диагноз российской интеллигенции

В «Небесных странниках» о современном искусстве и политике говорят на птичьем языке.

В «Ленкоме» состоялась премьера нового спектакля Марка Захарова. «Небесные странники» — самая загадочная и зашифрованная работа мастера последних лет.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Марат Абулхатин

В канун своего 80-летия режиссер сочинил причудливую фантасмагорию, соединив в единую композицию древнегреческую комедию Аристофана «Птицы» и чеховские произведения: «Черный монах», «Хористка» и «Попрыгунья».

К первоисточникам получившийся сюжет имеет самое опосредованное отношение. Львиную долю спектакля занимает история доктора Дымова (его играет приглашенный в постановку Александр Балуев) и его жены Ольги Ивановны (Александра Захарова).


Марат Абулхатин/ИЗВЕСТИЯ

Историю о скромном порядочном докторе и его пустой жене, проворонившей свое семейное счастье, увлекшись богемной жизнью, Захаров дополнил мистическими мотивами. Ввел в печальный чеховский рассказ птиц из Аристофана, которые благодаря фантазии режиссера перепорхнули в XIX столетие и обратились гостями дымовского дома. А во втором акте выпустил на сцену черного монаха — галлюцинацию, являющуюся героям по очереди.

Зачем понадобились магически-зловещие дополнительные персонажи? Кто эти птицы, которых так лелеет режиссер? Эти вопросы мучают зрителя весь спектакль.

За шикарной заблудшей пошлячкой Ольгой Ивановной постоянно следует многочисленная свита. Она кружит вокруг героини, смущая ее покой разговорами о политике и искусстве.

Общий тон светских бесед до боли знаком постоянным читателям Facebook — есть только одна общепринятая точка зрения, каждый инакомыслящий подвергается осуждению и осмеянию.

Доктор Дымов и становится таким вот изгоем в собственном доме. Он не понимает современное искусство, служит чиновником и модные революционные разговоры не поддерживает, по этому поводу стая птиц, они же друзья жены, злобно щебечет.

Брутальный Александр Балуев предстоет в спектакле в необычном амплуа — актер играет слабого, тихого и очень мягкого человека. Отказывается даже от своего красивого низкого тембра, на октаву повышая голос.

Жена по-своему любит Дымова, но увлекается эффектным пошляком — художником Рябовским, предводителем птиц, которого играет Виктор Раков. И пока Ольга Ивановна катается за Волгу с новоиспеченным любовником, герой Балуева борется с навязчивой галлюцинацией — черным монахом (Дмитрий Гизбрехт).

Неожиданно для зрителя, знакомого с сюжетом чеховского произведения, Захаров меняет смысл рассказа. Главный герой «Черного монаха» постепенно сходит с ума, Дымов же усилием воли не разрешает безумному наваждению поселиться в своей голове.

В финале спектакль вновь выруливает к сюжету «Попрыгуньи». Предательство и непонимание жены толкают Дымова на завуалированное самоубийство. После смерти мужа героиня прозревает — всё это время рядом жил выдающийся человек, которым она пренебрегала.

В фантасмагорическом сюжете Захарова Ольга Ивановна воссоединяется с умершим супругом — вопреки логике чеховского произведения, трезвого и безжалостного, как сама жизнь.

Нынешняя премьера «Ленкома» отсылает зрителя к прежним работам мэтра — от «Мистификации» к «Тому самому Мюнхгаузену», от «Шута Балакирева» к «Плачу Палача», где мистика соседствует с историей о человеке, живущем вопреки общепринятым нормам. Любовь побеждает смерть, а эффектные сцены подменяют железную логику чеховских произведений.

В результате зритель-романтик увидит в новой постановке Захарова философскую притчу о призрачных надеждах, наваждениях и химерах, с которыми встречается на пути человек, а зритель-циник — неутешительный диагноз, который мэтр поставил современной интеллигенции, осторожно зашифровав свое послание эзоповым языком, чтобы небесные странники не заклевали.


Марат Абулхатин/ИЗВЕСТИЯ

Алла Шевелева

Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе