«Машенька»: хипстерство как воспоминание

Спектакль по роману Владимира Набокова поставлен в театре имени Моссовета молодым режиссером, выпускником ГИТИСа Иваном Орловым и идет на знаменитой сцене «Под крышей», куда пускают все-таки не каждую постановку.

А «Машенька» получилась действительно особенная – тонкая, изящная, точно передающая интонации набоковской прозы. И еще – музыкальная. Все действе сопровождает живой квинтет, исполняющий музыку The Retuses и Олега Каравайчука.

В спектакле, как и в самом романе, рассказывается о жизни в Берлине русской эмиграции 20-х годов прошлого столетия, а жизнь эта была наполнена тоской по утерянной стране, по оставленной там юности и надеждам. Главный герой Ганин (Иван Ивашкин) поселился в русском пансионе в Берлине. У своего соседа Алферова он видит фотографию своей первой любви Машеньки, которую Алферов называет женой и сообщает о скором ее приезде из Советской России. Ганин ужасно взволнован воспоминаниями: свидания, поцелуи, письма, разлука в начале Гражданской войны. Ему кажется, что счастье можно вернуть и он, напоив соседа-соперника, собирается сам встретить девушку на вокзале.

Но в последний момент Ганин понимает, то все тщетно, что счастье ушло, его любовь – чужая жена, и уезжает и из пансиона, и из Берлина навсегда, и Машенька так и остается лишь горьким воспоминанием его жизни. Все, что есть на небольшой сцене, - это перекошенные балки, листы жести, пара табуретов, комод, старая железная кровать, кресла-качалки и круглый стол, который на самом деле тяжеленная бобина, несущая свою смысловую нагрузку – она и лифт, и опора любви, и символ смерти. Ею рушит декорацию между сценой и закулисьем еще один набоковский персонаж, талантливый поэт Подтягин (Владас Багдонас), когда его жизнь заканчивается, захлопываясь как мышеловка. Зачем еще длить эту муку, неизбывное одиночество и ненужность без возможности хоть как-то изменить свою жизнь. Да и у всех героев этого спектакля нет возможности изменить свою судьбу, которая есть душевный хаос и внешняя неустроенность. Машенька (Надежда Лумпова), обаятельная живая девочка, но не барышня, почти что хулиганистый хипстер в версии 100-летней давности. Характеры персонажей здесь очень выразительно передаются не только внешне (Машенька, например, простецки причесана и одета, в грубых башмаках на босу ногу и с солдатской походочкой), но и самой интонацией. Герои произносят и свои реплики, и авторский текст (имея в первоисточнике роман, а не пьесу, без авторского текста - никак), совершенно разноокрашенно: холодно или бесцветно, пошловато или сочным басом. И каждая интонация удивительно точно подходит тому герою, о ком в эту минуту идет речь.

Режиссер: Иван Орлов

В ролях: Надежда Лумпова, Иван Ивашкин, Владас Багдонас, Александр Емельянов,Вильма Кутавичюте, Юлия Хлынина, Антон Аносов, Владимир Прокошин, Михаил Филиппов, Валентина Карева
м. Маяковская Б.Садовая, 16

22 августа

Цена билетов: 1000 – 2000 руб.


ЧТО ЕЩЕ ПОСМОТРЕТЬ

Театр на Малой Бронной

«Аркадия»

Увлекательная пьеса Тома Стоппарда петляет во времени и рассказывает две истории с разницей в двести лет, происходящие в одном и том же английском загородном доме. Изыскания и отношения двух современных филологов относительно биографии Байрона переплетаются с жизнью давних хозяев имения – Томасиной и ее учителем Септимусом Ходжем, для которых Байрон - реальный человек.

Режиссер: Сергей Голомазов

В ролях: Алена Ибрагимова, Данил Лавренов, Виктор Лакирев…

м. Тверская, М.Бронная, 4

23 августа

Цена билетов: 200 – 2000 руб.
*****

Новая опера

«Болеро» и «Кармина Бурана»

Два одноактных балета, два мировых шедевра Мориса Равеля и Карла Орфа, в одном спектакле. Это ода о силе человека в борьбе с предначертания¬ми Судьбы. Каждая нота и движение передают чувственность и мощь волшебной музыки.

Постановка: Театр пластического балета «Новый балет»

Хореография Франческо Вентрилья, солисты, хор и оркестр театра "Новая Опера"

м. «Чеховская», ул. Каретный Ряд, д. 3, Сад «Эрмитаж»

24, 25 августа

Цена билетов: 400 – 1500 руб.
***

Практика

«Ежик и медвежонок»

Приводите малышей за час до спектакля. Их тут ждут игры и творческие мастерские. Да дальше – мультимедийное представление (актриса и нарисованный мир) по знаменитому философскому опусу Сергея Козлова, через который можно увидеть, какой мир на самом деле красивый, нежный и тонкий. Отдельный бонус – музыка, проникновенная и добрая.

Режиссер: Светлана Иванова-Сергеева

В главной роли Алиса Гребенщикова

м. Маяковская, Трехпрудный пер., 11/13

20 – 23 августа

Цена билетов: 750 руб.
Автор
Анна БАЛУЕВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе