Медвежья заслуга

Сергей Пускепалис отныне такой же объект ярославской гордости, как, например, Александр Петров и даже сам Федор Волков. И пусть Сергей не уроженец нашего города, однако «Серебряного медведя» на Берлинале-2010 за лучшую мужскую роль в фильме «Как я провел этим летом» получил, уже будучи главным режиссером Волковского театра.

В кино можно снять даже непрофессионала, если того требует образ, и это совершенно не ухудшит дело. А в театре непрофессионалом быть нельзя.

Сергей, в одном из своих интервью, вы сказали удивительную вещь: «В кино невозможно плохо или хорошо сыграть, кино можно плохо или хорошо снять, потому что кино – это абсолютно режиссерская профессия». Какова же тогда, по-вашему, роль актера в кино?

Я считаю, что произносить слово «сыграть» применительно к кинематографу неприлично. Про игру актера можно говорить только в связи с театром. Притом только потому, что актер театра зачастую вынужден исполнять несколько совершенно разных ролей, то есть вынужден быть более универсальным, более синтетическим. В кино же все просто. Я никогда не стану на женскую роль брать мужчину. Или, говоря образно, я не буду снимать дуб в качестве воды. Я заведомо приглашу на роль того актера, который более органичен в той или иной роли. И я совершенно не понимаю, когда говорят о перевоплощении в кино. Например, зачем было снимать красавицу Шерлиз Терон в фильме «Монстр», делая из нее уродину? Почему бы просто не взять другую актрису? Когда я вижу, как актер в кадре пытается играть, это начинает резать глаз. В кино можно снять даже непрофессионала, если того требует образ, и это совершенно не ухудшит дело. А в театре непрофессионалом быть нельзя.

А съемка непрофессионала в кино не бросает тень на актерскую профессию?

Ни в коем разе! В кино нет таких классических театральных понятий, как подлинные переживания, и нет процесса создания образа, когда почти все зависит от самого актера. Многое в кино завязано на самом производстве – вокруг тебя кто-то бегает, крутится, настраивает свет, выставляет кадр, и часто важно не то, как актер отработал дубль, важно то, как это в конечном итоге отразилось в мониторе.

В таком случае, что для вас означает кинонаграда, полученная с формулировкой «За лучшую мужскую роль»?

Этот «Серебряный медведь» для меня не просто победа, это то весомое слово в мировом кинематографе, на которое все еще способно российское кино. Я думаю, что сегодня все больше и больше людей понимают, насколько может быть влиятельно кино как совершенно безграничная сфера человеческой деятельности. И это действительно здорово, что в этом мировом кинематографическом братстве фильм Алексея Попогребско-го «Как я провел этим летом» смог так мощно выстрелить. Я безмерно горд и счастлив, что смог внести свою скромную лепту в это огромное действо. И я ни в коем разе не отношу эту победу только к себе. И без ложного кокетства хочу сказать, что это заслуга большой группы людей, а не только моя и режиссера фильма. И уж тем более, от этой победы у меня голова никогда в жизни не закружится, потому что я четко знаю свое место.

Тем не менее, практически каждая ваша роль в кино, по крайней мере, для меня – это почти стопроцентное попадание. Мне кажется, фильмы «Прогулка» Алексея Учителя, «Простые вещи» и «Как я провел этим летом» Алексея По-погребского, «Скоро весна» Веры Сторожевой и ваши в них роли – действительно высокого качества и заслуживают большого внимания зрителя. Как вам удается столь успешно выбирать киноматериал?

Все дело в компании! Безусловно, я очень требовательно отношусь к тем сюжетам, которые мне предлагают. А также, если понимаю, что в этой роли я на своем месте, то интересуюсь, какая компания подбирается и кого видит режиссер. В этом смысле моя режиссерская солидарность всегда берет верх над актерскими амбициями. Я всегда за дело переживаю, и каждый режиссер, у которого я снимался, вам скажет, что на площадке я самый чуткий человек. Я болею всей душой за конечный результат. То же самое происходило и с фильмом «Как я провел этим летом». Подобралась отличная компания единомышленников, и результат оказался превосходным.

Из трейлера и из немногочисленных аннотаций можно сделать предварительный вывод, что фильм Попогребского — это рассказ о взаимоотношении двух людей разных поколений, разных ментальностей. Как я понимаю, это лишь поверхностное суждение о фильме. О чем же на самом деле это кино?

Действительно, 2 человека разных поколений и разных представлений о жизни — это лишь одно из важных предлагаемых обстоятельств. Чтобы понять это фильм, нужно копнуть глубже. Но объяснять зрителю, о чем фильм, я бы сейчас не стал. Знаете, когда Гоголь попытался объяснить своего «Ревизора», он, мне кажется, тем самым достаточно упростил значение этой пьесы. Имеет огромное значение, каким организмом ты смотришь это кино, кем являешься на момент просмотра. Этот фильм вызовет у каждого свои чувства, но знаю одно: равнодушным фильм никого не оставит. Более того, этот фильм надолго! Тот, кто сегодня достаточно молод, будет пересматривать этот фильм снова и снова и каждый раз открывать для себя что-то новое. Я вообще заметил, что это такая удивительная черта режиссера Попогребского: он никогда специально не задумывает снять какой-то шедевр, но так высоко заносит планку в подходе к реализации идеи фильма, что каждый раз результат оказывается поразительным, рождается нечто потрясающее.

Сергей, вы не чувствуете, что разрываетесь между профессией театрального режиссера и актерством?

Нет, не разрываюсь. Да какое в кино вообще актерство! Это совсем другое. Это огромное удовольствие. Это больше похоже на то, что я показываю актеру в театре на репетиции, когда разбираю с ним ту или иную сцену. Иначе говоря, я просто взаимодействую с актером здесь и сейчас, без какого-то мгновенного результата. И в кино то же самое: некие этюды, которые ни к чему не обязывают и ни к какому мгновенному результату не ведут, оваций не вызывают, а лишь являются частичками какого-то в будущем возможного общего итога.

Я всегда за дело переживаю, и каждый режиссер, у которого я снимался, вам скажет, что на площадке я самый чуткий человек

Что же тогда для вас лично означает сниматься в кино?

Во всяком случае, для меня это не попытка выстроить актерскую карьеру, нет. Я бы назвал это такими актерскими «выбегами». Еще раз повторюсь, мне важно делать отличное кино в отличной компании профессионалов. Все режиссеры, с которыми я работал, это, в первую очередь, мои друзья, смею надеяться. С каждым из них – с Алексеем Попогребским, Верой Сторожевой, Артемом Антоновым, Муратом Ибрагимбековым – возникает сначала контакт, как с хорошими людьми, и только потом – желание что-то делать вместе.

Так или иначе, критики уже успели отметить вашу работу в кино. Все поголовно говорят о том, что в своих ролях вы легки и достоверны. Вы верите в свою достоверность?

Это опять же выбор и удача режиссеров. То, как они меня видят в кадре, таким я и являюсь на самом деле. Сам же я ни о какой достоверности не забочусь.

Сергей, а сценарий «Как я провел этим летом» под вас писался?

Не совсем. У Леши вообще так не бывает. Просто когда он берет какую-то пьесу, начинает разрабатывать сценарий, возникают рядом какие-то люди, которых он берет во внимание и уже от них начинает плясать. После уже образ этих людей начинает диктовать определенное поведение персонажей. Всегда легче, когда при создании образа героя ты видишь перед собой реального человека. После фильма «Простые вещи» он мне сказал, что есть давний сюжет и что он хочет меня попробовать. Так плавно от «Простых вещей» мы перешли к фильму «Как я провел этим летом». Для меня же стоял вопрос, будет ли у меня время на съемку, потому что снимать предстояло 3 месяца на Чукотке. И так вышло, что это полностью совпало с моим графиком.

«Как я провел этим летом» – первый фильм, за 5 последних лет прошедший отбор на «Берлинале», и первый же, за последние 15 лет, получивший приз на этом фестивале. Можно ли говорить о том, что это событие станет в каком-то смысле переломным для российского кино в мировом контексте?

Я думаю, что ситуация с российским кино вроде как стала улучшаться года 4 назад. Сегодня мы видим результаты тех изменений. Видим большое количество молодых, талантливых режиссеров. В кино вообще результат виден не сразу. Например, оценку тех действий, которые сегодня совершаются в нашем кино, мы сможем дать лишь в 2013–14 году. Но должен сказать, что сейчас такая загадочная штука происходит: вроде бы, на первый взгляд, государственное финансирование кино постоянно увеличивается, но все же поддержка так называемого авторского кино, которое реально отражает нашу с вами жизнь, а не интересы прокатчиков, сократилась. На деле деньги в большом количестве уходят на обслуживание нескольких крупных идеологических кинопроектов. И не факт, что эти проекты полностью оправдывают вложенные в них деньги. Хотя, по моему мнению, для настоящего кино деньги – не самое главное.

Что же тогда главное?

Идея! Художественное послание! Если говорить философски, никогда не нужно суетиться, бросаться на амбразуру и пытаться подтягивать деньги под бюджет… Я убежден, любой настоящий художник рано или поздно найдет средства для реализации своей идеи. В искусстве должен быть приоритет идей, а не денег.

Для меня съемки в кино -это не попытка выстроить актерскую карьеру, нет. Я бы назвал это такими актерскими «выбегами»

Кстати, о реализации идей… Я слышал, что 3 года назад вы мечтали сделать фильм в качестве режиссера. Сейчас у вас есть возможность реализовывать в кино свои режиссерские таланты?

Возможность, конечно, есть. Кстати, проект, который готовился 3 года назад, слетел из-за недоразумения с продюсером. После этого я стал вдвойне аккуратнее к этому относиться. Сейчас у меня действительно есть 2 интересных сценария, и я, так сказать жду, на какой из них ляжет тень фортуны. Вообще, в кинорежиссуре, я занял выжидательную позицию. Есть предложение снять многосерийный фильм, но я этого не хочу. Это совершенно другая работа, в отличие от полного метра: другие темпы, сроки, другая техническая оснащенность. А начинать в кино следует с того, что хочется и нравится самому, а не продюсеру. Поэтому я не пытаюсь торопить события. Кроме того, сейчас у меня все прекрасно складывается в театре. Как вы, наверное, знаете, я сейчас ставлю чеховские «Три сестры», которые скоро пойдут на сцене Волковского.

Раз речь зашла о театре, хочется спросить: когда вы только заняли должность главного режиссера Волковского театра, бросились ли в глаза какие-то явные недостатки, негативные стороны в работе с ярославской труппой и театра в целом?

Если честно, не очень хочется об этом говорить. Конечно, все понимают, что если руководством предпринимаются какие-то шаги в реформировании деятельности театра, то значит, не все складывается благополучно. Безусловно, здесь есть еще над чем поработать, но именно это и привлекло меня. И то, что в ярославском театре появился Борис Мездрич, было для меня серьезной мотивацией приехать сюда. Кстати, сам город мне очень нравится! Еще 8 лет назад, будучи режиссером в Магнитогорском драматическом театре, я привозил на фестиваль в Ярославль спектакль. Это была золотая осень, и я прошелся по городу и понял, что мне очень импонирует его внутренняя атмосфера. До этого я 10 лет жил в Саратове, поэтому все, что связано с Волгой, мне очень по душе. В результате так сложилась судьба, что я теперь на какое-то время поселился здесь, в Ярославле.

Как складываются ваши отношения с труппой?

Потрясающе! Откровенно говоря, если бы не завязались наши превосходные отношения, я бы в театре не задержался. Не вижу смысла мучиться, если контакта с людьми не возникает. Но в моем случае контакт с актерами Волковского театра как раз произошел. И в нашей работе мы все друг друга тонизируем, я вижу, как блестят у ребят глаза да и у меня тоже. Кстати, после Магнитогорска я и не думал, что вернусь к такой работе. Ну рассчитывал делать одну постановку в сезон — не больше. Но сейчас вижу, как работа закипела, у нас все получается.

В кино деньги не самое главное. Главное — идея, художественное послание. В искусстве вообще должен быть приоритет идей!

Сергей, в одной беседе с журналистами вы говорили о таком понятии, как «авторский театр». Возможно ли применять этот термин по отношению к провинциальному театру?

Думаю, что создание авторского театра в провинции, как я это понимаю, невозможно. Театр в провинции может считаться авторским только в том понимании, что в нем позволено творить очень многим людям, то есть нескольким авторам. Театр в провинции специфичен. Он должен вбирать в себя и то, и другое, и третье, только тогда он становится средоточием событий. Один-единственный режиссер не может подписываться под каждым выходящим спектаклем, при этом оставаясь разнообразным. Авторский театр возможен в Москве, где существует определенная полярность многочисленных театральных сцен, и у каждой есть свой зритель.

Иначе говоря, успех провинциального театра в привлечении все новых и новых театральных режиссеров…

Да, как раз этим мы и занимаемся. Нас посещают лучшие режиссеры страны и работают с ярославской труппой. Поэтому в первую очередь лично свою цель, как главного режиссера, я вижу в том, чтобы актерская труппа вызывала «аппетит» у самых маститых российских режиссеров. И уже только во вторую очередь — постановка собственных спектаклей. Моя задача — создать поле, привлекательное для приглашенных постановщиков. Мы должны в полной мере соответствовать их творческому аппетиту! А это, поверьте мне, задача отнюдь не простая.

Элитный квартал

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе