Номинанты «Золотой маски» впали в детство

Фестиваль «Золотая маска» объявил список своих номинантов на месяц раньше, чем обычно. Программа заметно изменилась: в конкурсе фестиваля впервые в его истории участвуют драматические спектакли для детей, появились постановки пьес современных авторов, а в музыкальной программе сделан акцент на оперную музыку ХХ века и современную хореографию.

Сегодня, 12 ноября, организаторы «Золотой маски» объявили список номинантов фестиваля, который пройдет в Москве с 29 марта по 14 апреля 2011 года. Экспертный совет закончил работать на месяц раньше— так у организаторов появилось дополнительное время на то, чтобы договориться об аренде московских сцен, на которых будут играть спектакли из провинции.

В программе фестиваля, по сравнению с предыдущими годами, появилось много нововведений. Например, в фестивале будут участвовать абсолютно неизвестные москвичам Хабаровский ТЮЗ и Драматический театр из Прокопьевска. В номинации драматического театра впервые появилось пять спектаклей для детей— «Малыш» из Хабаровска и целых четыре детских спектакля РАМТа, поставленных учениками Сергея Женовача в рамках проекта «Молодые режиссеры— детям». Правда, эти четыре спектакля жюри будет оценивать не по отдельности, а в качестве цельного проекта.

Фестиваль «Золотая маска» объявил список своих номинантов на месяц раньше, чем обычно. Программа заметно изменилась: в конкурсе фестиваля впервые в его истории участвуют драматические спектакли для детей, появились постановки пьес современных авторов, а в музыкальной программе сделан акцент на оперную музыку ХХ века и современную хореографию.

Сегодня, 12 ноября, организаторы «Золотой маски» объявили список номинантов фестиваля, который пройдет в Москве с 29 марта по 14 апреля 2011 года. Экспертный совет закончил работать на месяц раньше— так у организаторов появилось дополнительное время на то, чтобы договориться об аренде московских сцен, на которых будут играть спектакли из провинции.

В программе фестиваля, по сравнению с предыдущими годами, появилось много нововведений. Например, в фестивале будут участвовать абсолютно неизвестные москвичам Хабаровский ТЮЗ и Драматический театр из Прокопьевска. В номинации драматического театра впервые появилось пять спектаклей для детей— «Малыш» из Хабаровска и целых четыре детских спектакля РАМТа, поставленных учениками Сергея Женовача в рамках проекта «Молодые режиссеры— детям». Правда, эти четыре спектакля жюри будет оценивать не по отдельности, а в качестве цельного проекта.

Единое театральное пространство

В программе драматического театра гораздо больше, чем обычно, постановок современных пьес, а половина опер в музыкальной программе поставлена по произведениям композиторов XX века.

Ревякина предполагает, что большое количество современных пьес в афише «Золотой маски»— это простое отражение процессов, происходившие в театрах в сезоне 2008–2009 годов, а вовсе не какая-то глобальная тенденция. Члены экспертного совета «Золотой маски» Александр Вислов и Глеб Ситковский считают, что это не временное явление, а один из важных трендов современного театра.

Вислов уверен, что в России уже начался процесс, который давно происходит в европейских странах. Благодаря фестивалю «Новая драма» провинциальные театры наконец заинтересовались пьесами молодых авторов. В провинции стали устраивать читки пьес, семинары, лаборатории с участием режиссеров, недавних выпускников московских вузов. Потом эти начинающие режиссеры начали ставить современные пьесы. Жизнь «забурлила», и театральное пространство столиц и провинции стало единым, констатирует Вислов.

Хотя, говоря откровенно, провозглашать всепроникновение современной драматургии пока рано. Понятно, что именно благодаря «бурлению», в афишу фестиваля попали «Экспонаты», поставленные Маратом Гацаловым в Прокопьевске, «Фронтовичка» по пьесе Анны Батуриной, лауреата конкурсов «Дебют-2009» и «Евразия-2009», поставленная Николаем Колядой в «Коляда-театре», «Малыш» и многое другое (все три названных постановки претендуют на «Маску» в номинации «спектакль малой формы»).

Однако даже в Москве современные пьесы по-прежнему ставят только в нескольких театрах: в «Практике», Театре.Doc и в Центре драматургии и режиссуры Казанцева и Рощина. Может быть, благодаря провинциальным постановкам современных пьес, которые покажут на «Маске», ими заинтересуются и в крупных московских театрах.

Расстановка сил в большой форме

В провинции молодым режиссерам обычно предлагают постановки на малой сцене. Доходов от небольшого зала ждать не приходится, и эти пространства становятся идеальным местом для опытов. На большой сцене обычно ставят что-то более привычное и понятное зрителям. Поэтому состав номинантов в категориях «драма/спектакль большой формы» и «драма/спектакль малой формы» выглядят очень неравномерно.

Спектакль "Медея" Камы Гинкаса номинирован на "Золотую маску". Источник: сайт МТЮЗ 

В первой соревнуются крупные театры Москвы и Санкт-Петербурга, в названиях спектаклей преобладает классика. Основные претенденты на «Золотую маску» в этой группе— «Дядя Ваня» Римаса Туминаса из Вахтановского театра и «Медея» Камы Гинкаса из МТЮЗа. Эксцентричный «Дядя Ваня», уже завоевавший летом премию «Хрустальная Турандот», наверняка еще что-нибудь получит. Эксперты выдвинули сам спектакль, Туминаса и двух исполнителей мужских ролей Сергея Маковецкого и Николая Симонова.

Номинация «Драма/Мужская роль»

  • Александр Баргман, Он— «Главное забыл», «Такой театр», Санкт-Петербург
  • Игорь Гордин, Он— «Кроткая», Московский театр юного зрителя
  • Игорь Гордин, Ясон— «Медея», Московский театр юного зрителя
  • Илья Исаев, Авраам Липман— «Ничья длится мгновение», РАМТ
  • Виталий Коваленко, Изотов— «Изотов», Александринский театр, Санкт-Петербург
  • Дмитрий Куличков, Борис такой-то— «Wonderland-80», Театр п/р О. Табакова, Москва
  • Владимир Майзингер, Георгий Дмитриевич Стибелев— «Екатерина Ивановна», Театр им. Ф. Волкова, Ярославль
  • Сергей Маковецкий, Войницкий— «Дядя Ваня», Театр им. Евг. Вахтангова, Москва
  • Владимир Симонов, Серебряков— «Дядя Ваня», Театр им. Евг. Вахтангова, Москва
  • Семен Сытник, Серебряков— «Дядя Ваня», Александринский театр, Санкт-Петербург

«Медея»— жесткий и будоражащий воображение рассказ о чужестранке, которая оказалась в мире ничем не выдающихся людей, и не может с этим смириться, тоже заслуживает «Маски». Хотя бы за лучшую женскую или мужскую роли. Медея у Екатерины Карпушиной получилась женщиной, похожей на вулкан: непонятно, чего от нее ждать. Язон, сыгранный Игорем Гординым, ее жалеет, даже пытается помочь. Но уже не может видеть, с трудом приходя в затопленную водой квартиру, где поселились Медея и дети.

Среди драмспектаклей большой формы конкурс будет самым сложным. Кроме «Медеи» и «Дяди Вани» в нем участвуют три спектакля из Александринского театра— «Гамлет» Валерия Фокина, «Изотов», который поставил питерский авангардист Андрей Могучий, и «Дядя Ваня» в интерпретации румынского знатока Чехова, режиссера Андрея Щербана.

Еще есть «Васса Железнова» и «Обрыв» из МХТ, диаметрально противоположные друг другу. В «Вассе» Россия превратилась в страну пропойц и дегенератов, а в «Обрыве» дворянское поместье и его обитатели как будто нарисованы художником-романтиком. Для единственной провинциальной постановки в этой категории— «Екатерины Ивановны» из ярославского Театра имени Ф. Волкова участие в «Маске» в такой компании уже само по себе станет чем-то вроде поощрительного приза.

Номинация «Драма/Женская роль»

  • Марина Голуб, Васса— «Васса Железнова», Московский Художественный театр им. А.П. Чехова
  • Елена Гофф, Любовь Васильевна Иванова— «Возвращение», Театр «Глобус», Новосибирск
  • Екатерина Карпушина, Медея— «Медея», Московский театр юного зрителя
  • Наталья Кудряшова, Вера— «Обрыв», Московский Художественный театр им. А.П. Чехова
  • Юлия Марченко, Елена Андреевна— «Дядя Ваня», Александринский театр, Санкт-Петербург
  • Анастасия Светлова, Екатерина Ивановна— «Екатерина Ивановна», Театр им. Ф. Волкова, Ярославль
  • Ирина Полянская, Она— «Главное забыл», «Такой театр», Санкт-Петербург
  • Ольга Яковлева, Бабушка— «Обрыв», Московский Художественный театр им. А.П. Чехова

Конкуренция в малой форме

В номинации «драма/спектакль малой формы», благодаря притоку новых режиссерских сил, конкуренция будет еще более жесткой. Жюри придется выбрать один лучший спектакль из 12, причем половина из них – из провинции.

Лидирует в этой группе Петр Фоменко, поставивший в своей «Мастерской» спектакль «Триптих» по Пушкину. Мастер соединил в ней пушкинских «Графа Нулина», «Каменного гостя» и «Сцену из Фауста». Спектакль играет одна актерская команда, и актеры в спектакле переходят из роли в роль. Например, Кирилл Пирогов, сыгравший в начале Сочинителя, по ходу спектакля превращается в Дон Жуана и в Фауста.

Номинация «Драма/Спектакль малой формы»

  • Wonderland-80, Театр П/Р О. Табакова, Москва
  • Возвращение, Театр «Глобус», Новосибирск
  • Главное забыл, «Такой Театр», Санкт-Петербург
  • Кроткая, Московский Театр Юного Зрителя
  • Малыш, Театр Юного Зрителя, Хабаровск
  • Ничья длится мгновение, РАМТ
  • Проект «Молодые режиссеры— детям» // Волшебное кольцо, Почти взаправду, Бесстрашный барин, Как кот гулял, где ему вздумается, РАМТ
  • Триптих, Театр «Мастерская П. Фоменко», Москва
  • Фальшивый купон, Театр «Самарт», Самара
  • Фронтовичка, «Коляда-Театр», Екатеринбург
  • Экспонаты, Драматический Театр, Прокопьевск
  • Электра и Орест, Камерный Театр, Воронеж

Фоменко выдвинут за «Триптих» и как лучший режиссер. Отметив его работу, экспертный совет почему-то проигнорировал всех актеров, сыгравших спектакль. А ведь номинации заслуживали и Кирилл Пирогов, и Галина Тюнина, сыгравшая дону Анну и Гретхен, и Мадлен Джабраилова— Лаура.

Актрис Галину Тюгнину и Мадлен Джабраилову, которые сыграли в спектакле "Триптих" сразу несколько интересных ролей, не стали номинировать за лучшие актерские работы. Источник: biletexpress 

Молодым режиссерам, выдвинутым в номинации «лучший режиссер», премия в этой номинации, скорее всего, не светит. Жюри будет выбирать победителя между Фоменко, Гинкасом, Фокиным и Миндаугасом Карбаускисом.

Последний вернулся в театр после почти годового перерыва и поставил в РАМТе спектакль «Ничья длится мгновение» о шахматном поединке между комендантом и узником еврейского гетто. Поставил, подняв на высоту трагедии обычный бытовой разговор. Победителя тут угадать труднее всего. Выбирая лучшего режиссера, жюри порой совершает непредсказуемые поступки.

Номинация «Драма/Работа режиссера»

  • Константин Богомолов, «Wonderland-80», Театр п/р о. Табакова, Москва
  • Михаил Бычков, «Электра и Орест», Камерный театр, Воронеж
  • Марат Гацалов, «Экспонаты», Драматический театр, Прокопьевск
  • Кама Гинкас, «Медея», Московский ТЮЗ
  • Миндаугас Карбаускис, «Ничья длится мгновение», РАМТ
  • Ирина Керученко, «Кроткая», Московский ТЮЗ
  • Николай Коляда, «Фронтовичка», «Коляда-театр», Екатеринбург
  • Константин Кучикин, «Малыш», ТЮЗ, Хабаровск
  • Евгений Марчелли, «Екатерина Ивановна», Театр им. Ф. Волкова, Ярославль
  • Андрей Могучий, «Изотов», Александринский театр, Санкт-Петербург
  • Анатолий Праудин, «Фальшивый Купон», Театр «Самарт», Самара
  • Михаил Теплицкий, «Главное забыл», «Такой театр», Санкт-Петербург
  • Римас Туминас, «Дядя Ваня», Театр им. Евг. Вахтангова, Москва
  • Валерий Фокин, «Гамлет», Александринский театр, Санкт-Петербург
  • Петр Фоменко, «Триптих», Театр «Мастерская П. Фоменко», Москва
  • Адольф Шапиро, «Обрыв», МХТ им. А.П. Чехова
  • Андрей Щербан, «Дядя Ваня», Александринский театр, Санкт-Петербург
  • Лев Эренбург, «Васса Железнова», МХТ им. А.П. Чехова
  • Олег Юмов, «Возвращение», Театр «Глобус», Новосибирск

Раскритикованный «Бег» попал на «Маску»

Оперная программа радует названиями, еще незнакомыми слушателям. Половина представленных в ней опер написана композиторами XX столетия. По традиции лидируют Мариинский театр, представляющий три оперы— «Женщина без тени», «Замок герцога Синяя борода» и «Троянцы». Первые две— прорыв Валерия Гергиева в области новой музыки.

Но в нынешнем году Большой театр станет достойным конкурентом Мариинки. От него выдвинута опера «Воццек», которая стала одним из главных событий прошедшего музыкального сезона. Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко представляет мейнстримного «Вертера» и экспериментальный оперный проект «Кафе Сократ». Михайловский театр впервые приедет в столицу с оперой «Иудейка», а Камерный музыкальный театр имени Покровского, впервые за последние годы участвующий в «Маске», попал в номинацию с оперой «Бег», низко оцененной критиками.

Почему «Бег» все-таки попал в конкурс, пояснила председатель экспертного совета Елена Третьякова. По ее словам, экспертам было важно, что театр «первым освоил партитуру „Бега“, написанную Николаем Сидельниковым». Кроме того, добавила она, в спектакле «много хороших актерских работ». «Если вы обратили внимание, на „Маску“ не номинированы режиссер и сценограф»,— заметила Третьякова.

За раскритикованную в прессе оперу Сидельникова "Бег" эксперты решили не номинировать дирижера и режиссера. Источник: Blanzak 

В номинации оперетта-мюзикл эксперты нашли всего три достойных спектакля. Среди них нет ни одного московского. Интерес вызывает «Юнона и Авось» из Музыкального театра Ростова-на-Дону. Ее будут исполнять под аккомпанемент симфонического оркестра, как задумывал композитор Алексей Рыбников. Кроме того, молодой режиссер Константин Балакин создал оригинальное сценическое решение, отличающееся от культовой «Юноны и Авось» в постановке Марка Захарова в Ленкоме.

Отрадно, что в перечне «Золотой маски» осталась номинация «работа композитора в музыкальном театре», появившаяся пару лет назад. Пожалуй, это единственная премия, которая позволяет оценить работу композитора вне музыкального цеха, оценить, что он может написать для музыкального театра. На эту премию нашлось сразу три претендента: Александр Маноцков, Александр Пантыкин и Владимир Чекасин.

Ставка на современную хореографию

Список номинантов в группе «спектакль/балет» получился необычно коротким. Третьякова пояснила, что в нынешнем году эксперты решили отметить «прежде всего работы современных хореографов». «Огромное количество классики, которое было показано в этом году разными театрами, представлено всего двумя спектаклями»,— добавила она.

В номинации отличился Михайловский театр— от него в конкурсе и классическое «Лебединое озеро», и такие же классические «Минорные сонаты». Хореограф Михаил Мессерер, которого нынешним летом заменили на испанца Начо Дуато, отмечен экспертами за постановку обоих спектаклей.

Балет "Лебединое озеро" Михаила Мессерера понравился экспертам филигранной хореографией и верностью классической традиции. Источник: Сайт Михайловского театра 

В номинации «современный танец» лидируют постановки зарубежных хореографов в провинциальных театрах. В ней нет даже полюбившихся любителям современного танца хореографов Татьяны Багановой (Екатеринбург) и Ольги Поны (Челябинск). Публика не увидит их танцевальных рассказов о беспросветной жизни в провинции, женщинах на грани нервного срыва и беспомощных мужчинах, которые привозят в Москву из года в год. Дело в том, что русские хореографы в прошлом сезоне ничего не ставили, а с их труппами работали коллеги по профессии из-за рубежа.

«Маска» до официального открытия

Часть спектаклей-номинантов «Золотой Маски» по традиции покажут в Москве задолго до начала фестиваля. Кроме того, в ноябре, пока идет проект «Премьеры Александринского театра в Москве», можно успеть посмотреть «Гамлета», «Изотова» и «Дядю Ваню». Их не привезут в Москву во время фестиваля.

"Гамлета", поставленного Валерием Фокиным в Александринском театре, нужно успеть посмотреть в ноябре. В марте 2011 года, когда будет проходить конкурс "Маски", его в Москву не привезут. Источник: fontanka.ru 

До начала «Маски» покажут и премьеры Мариинского театра. 24 января можно будет увидеть оперу «Замок герцога Синяя борода», в марте два балета— номинированную на «Маску» «Анну Каренину» и не номинированного «Спартака». Помимо этого Ревякина пообещала интересную внеконкурсную программу фестиваля «Маска Плюс». Пока ее состав до конца не известен, но уже понятно, что в ней будет много нестоличных спектаклей – из регионов, Прибалтики, соседних республик. Хорошо будут здесь представлены и работы молодых режиссеров.

Еще будет «Польский театр в Москве», в рамках которого покажут спектакли Кристиана Люпы и Гжегожа Яжины. Кроме того, эксперты и организаторы «Маски» настоятельно советуют не пропустить программу «Новая пьеса». Ведь с нее начались те перемены, которые происходят сейчас в программе «Золотой маски».

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе