Новая роль господ актеров

Российский театр вступил в эпоху перемен
Юрий Бутусов сделал "Чайку" ярким и гротесковым спектаклем. Удивительно, как актеры выдерживают 4 часа действия на грани нервного срыва. Фото: Михаил Гутерман
Мало какой год прошел так бурно, обещающе и порой трагически, как нынешний. Мало какой принес такое обострение политического театра на сцене и в жизни. Мало в каком было столько нежданных потерь.

Год начался с трагической гибели при взрыве в аэропорту Домодедово Анны Яблонской, молодого драматурга, сценариста, чей взлет только начинался. Последний раз Анна была в Москве буквально за месяц до гибели, когда в Театре.doc проходила акция солидарности с белорусским поэтом и писателем Владимиром Некляевым, арестованным за участие в президентских выборах. В конце года Михаил Угаров показал в Театре.doc спектакль по документальной пьесе Елены Греминой "Двое в твоем доме" - о домашнем аресте Некляева и границах терпимости по отношению к тюремщикам.


В эти же дни, 25 декабря, в Тольятти скончался 45-летний драматург Вадим Леванов - красивый, сияющий мудростью и любовью, создавший в депрессивном городе место художественного выживания - Голосова, 20, - где и возник "тольяттинский синдром", а потом зазвучали по России и всему миру имена Вячеслава и Михаила Дурненковых, Юрия Клавдиева и, конечно, самого Вадима.


Трагическая нота, зазвеневшая в этом году с особой силой, дала возможность "взлететь" нескольким удивительным проектам. Прежде всего бутусовской "Чайке". Поставленная в "Сатириконе" весной она стала настоящим прорывом как для самого режиссера, вырвавшегося из своего прежнего "трагифарсового" периода, так и для всего театра, вновь осознавшего вдруг свою собственную поэзию, истовую и магическую. Так, как в "Чайке" сыграли Агриппина Стеклова, Тимофей Трибунцев, Денис Суханов, кажется, давно в нашем театре не играли - предельно, непредсказуемо, свободно, настаивая на том, что театр - это прежде всего игра и судьба, подробности и непредсказуемые нюансы, а уж потом - социальное, политическое, филологическое или любое иное высказывание.


Даже в Театре.doc нежданно проснулась та же энергия: журналист и драматург Саша Денисова предложила его актерам фантазийный проект - рассказы-путешествия о Дженис Джоплин и Джиме Моррисоне на фоне собственной судьбы. Кажется, ни они, ни их зрители не ожидали, что игра сама по себе - предельная и рискованная, обращенная прямо в сердце их персонального опыта, - может быть таким захватывающим событием.


На эту простую мысль Денисову натолкнул опыт общения с польским театром. Проект "Польский театр в Москве" в рамках "Золотой маски" стал, по признанию многих, важнейшим событием года. Представление о театре, способном не транслировать известные, но открывать свои собственные сюжеты, быть философом и психоаналитиком, социологом и визионером, сильно расширило внутренние горизонты театрального сознания, раскрепостило его.


Кто-то - как Константин Богомолов в спектаклях "Чайка" и "Лир. Комедия" - качнулся в сторону "театра памяти", фундаментальных "разборок" с историческим прошлым страны, так и не сознавшей свою коллективную и персональную вину за многие злодеяния режима. Кто-то - как Георг Жено и его "Театр им. Йозефа Бойса" - еще решительней двинулись в сторону политического и исторического "документа", показав спектакль по книге бесед с "детьми Третьего рейха".


Работа с политическим дискурсом, с субстанцией актуальности захлестнула театр. Два проекта Кирилла Серебренникова - "Околоноля" в "Табакерке" и "Отморозки" Захара Прилепина, открывшие его проект "Платформа", образовали дилогию о "верхах" и "низах", о циничной власти и выпотрошенном ею поколении. То, что Прилепин пишет как историю своей жизни и миссии, для Серебренникова и его актеров - лишь исследовательский проект, пикантный по материалу, но холодный по энергии.


Новый глава департамента культуры Москвы Сергей Капков провел серию встреч о том, как преобразовать структуру и принципы столичного арт-пространства, прежде всего - театрального.


В этом году в нем обнаружился системный кризис. Скандалы в театрах имени Станиславского, Маяковского и на Таганке, смена руководства и новые кризисы говорят о том, что необходимы перемены. Новое поколение режиссеров заявляет о своих правах гораздо активнее, чем их предшественники, но значит ли это, что они готовы возглавить театры? И Любимов, и Арцыбашев, и Галибин покинули свои театры по требованию актеров. На чьей стороне должна "играть" власть и какой выход из ситуации она может предложить? Кто защитит репертуарный театр перед прессингом рынка и способствует ли контрактная система его обновлению? Сможет ли новая культурная власть Москвы (и Петербурга) предложить ясные правила игры? Эти и множество иных вопросов остро встали перед театром в канун Нового года. А вместе с ними - и вопрос о коллективной и персональной ответственности за судьбу перемен.

Алена Карась

Российская газета


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе