«О его непростом характере ходили легенды». Друзья и коллеги о Леониде Броневом

Скончавшегося утром в субботу народного артиста СССР Леонида Броневого похоронят в понедельник, 11 декабря.
Прощание пройдет в «Ленкоме», о времени и месте похорон будет сообщено дополнительно. Выдающийся актер до последнего дня служил в театре, которому посвятил 30 лет своей жизни.

Последнюю роль (князь Собакин в премьере Марка Захарова «День опричника») сыграл буквально в минувшем сезоне. «Театрал» собрал несколько воспоминаний в память о Леониде Сергеевиче...




Марк Захаров, художественный руководитель театра «Ленком»

– Первое знакомство с Леонидом Броневым у меня было ошеломляющим. Мы отдыхали в Доме творчества «Репино», где я увидел «Семнадцать мгновений весны», и, конечно, был сражен. Я понял, что это артист какого-то будущего психологического театра. Мюллер – это человек с рентгеновским излучением. Он смотрел на собеседника всегда чуть-чуть смеющимися глазами и видел его насквозь. Это, конечно, был высший класс, а сама по себе роль Мюллера – учебник для молодых артистов. Хотя сначала Броневой категорически не нравился Лиозновой, несмотря на то, что он подготовился великолепно. Знал всю роль наизусть. Хитрость еще была в том, что Лиознова снимала фильм с подставными микрофонами, чтобы потом не переозвучивать. Мудрая была женщина. Отсняли уже две-три серии, и вдруг отношение к Броневому изменилось. В один из съемочных дней Лиознова, указав на Леонида Сергеевича, сказала: «Вот идет любимец нашей группы, замечательный артист Броневой».

Позже он рассказывал мне, что после этой фразы мучился, конечно, в догадках: отчего, мол, такие перемены? Потом ему рассказали: Лиознова возила отснятый материал на дачу к Андропову. И генсек спросил: «А что это за прекрасное, таинственное лицо?» Его замечание оказалось судьбоносным. Броневой, конечно, внес в нашу культуру, не хочется пафосно говорить, неоценимый, уникальный вклад. Когда фильм «Семнадцать мгновений» идет на телевидении, я стараюсь кусочек еще раз посмотреть, хотя видел его столько раз!

Три года спустя после знакомства я встретился с Броневым на съемках фильма «Тот самый Мюнхгаузен» и начал его обхаживать. Он дал слово, что придет ко мне в театр.

И пришел. Правда, не сразу (были обстоятельства, которые помешали ему это сделать). И все эти годы я чувствовал себя счастливым человеком, которому страшно повезло, потому что рядом был такой гигантский артист, как Броневой.

Он сыграл много ролей в «Ленкоме». Был великолепен в роли Крутицкого в спектакле «Мудрец» (на фото ниже). Удивителен его Дорн в «Чайке». Но знаете, что самое поразительное? У Броневого была одна особенность: в репетиционном процессе он вдруг оказывался в центре спектакля, его роль становилась главной. Так было в «Чайке». Дорн вроде не главная роль, а получился самым интересным персонажем. Или спектакль «Вишневый сад». Я как-то по-своему видел Фирса, но не представлял, что в свой последний вопль «забыли!» он вложит столько, что придется корректировать сценографию. Она стала немного другой. Нам пришлось сделать так, как будто его зажимают тиски времени, когда он впадает в безвестность, осознавая эту несправедливость и призывая людей не забывать.

О его непростом характере ходили легенды. Он действительно мог как самосвалом переехать. Но иногда, чтобы разрядить обстановку, он сбрасывал лишнюю энергию, которая в нем бушевала. Помнится, однажды он сказал, как разгневанный Отелло: «Вот барсучок. Работал, сделал себе нору, а пришла лиса и специально испортила воздух, чтобы выселить его оттуда». Повисла гнетущая пауза («Леонид Сергеевич не в духе!»). Но вдруг все поняли, что это шутка и… тревога сменилась дружным хохотом. Он и сам смеялся громче всех. Это было счастье – работать с ним.



Марк Варшавер, директор театра «Ленком»

Сегодня наш дом осиротел. Леонид Сергеевич – великий артист, и, конечно, без него нам будет очень тяжело. Это человек уникального таланта, который крайне внимательно и творчески подходил к роли. Получив текст, он сидел над ним часами, разбирал каждое слово и очень бережно относился к автору. Он мог прорабатывать роль бесконечно – чтобы она была исполнена на том уровне, какой мы и наблюдали в театре и кино. Леонид Сергеевич заслуженно получил множество наград – он полный кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством», Народный артист СССР, лауреат Государственных премий РСФСР и России… Вместе с тем, это был непростой человек. С ним часто приходилось спорить, но я всегда старался прислушиваться к нему и уступать – его речь была доказательной, а я стремился, чтобы в работе ему было удобно.

Говорить о Леониде Сергеевиче я мог бы очень долго, тем более что дружба наша была длительной – я знал его 48 лет. Безусловно, нужно говорить, писать, вспоминать… Пусть земля ему будет пухом, а мы достойно его проводим. В театре его очень любили и будут помнить многие лета. 



Александр Збруев, актер театра «Ленком»

– Леонид Сергеевич Броневой – это, конечно, совершенно «отдельная» личность: он со своей яркой индивидуальностью не был похож ни на кого другого. Играл ли он в историческом произведении или в современном, - адаптировался к любому материалу, всегда укладывался в режиссерские рамки. Он блестяще существовал в каждой своей работе. У него не бывало промахов. Он всегда точно попадал в яблочко. Как музыкальный человек очень чувствовал фальшь в партнере и в том, что происходит вокруг. И не молчал, а обязательно говорил об этом на репетиции. К партнеру был требователен так же, как и к себе.

Он очень внимательно слушал режиссера, но если вдруг был с ним не согласен, то задавал вопрос за вопросом – до тех пор, пока окончательно не разберется в материале. Репетировал беспрерывно и даже, мне кажется, по дороге домой. Во всяком случае, отношение к профессии у него было высочайшее.

В «Ленком» он пришел в 1988 году, уже будучи знаменитым актером, и легко влился в наш коллектив. Ни тени звездности. Даже с годами, когда самочувствие было уже не то, на усталость никогда не жаловался: говорил, сцена дисциплинирует.

Мы часто сидели в актерской комнате, и, бывало, Леонид Сергеевич делал очень точные замечания. Даже не то что бы замечания, а произносил какую-то фразу, которая всё ставила на место - позволяла участникам спектакля трезво взглянуть на ситуацию. И спектакль имел успех. Леонид Сергеевич очень мудрый. Нам будет страшно его не хватать.



Светлана Немоляева, актриса Театра им. Маяковского 

– Кончина Леонида Сергеевича для меня большое горе, и не просто горе, а утрата прекрасного партнера. Хотя мы никогда не служили в одном театре, но часто встречались на телевидении, в кино, в поездках. Когда-то в советское время была такая замечательная радиопередача «Театр у микрофона».  Для всех нас она была большим событием, поскольку давала актерам разных театров возможность встретиться и творчески пообщаться. Леонид Сергеевич был замечательным артистом. Его роли в фильмах «Семнадцать мгновений весны», «Покровские ворота», картинах Марка Захарова – это безусловные шедевры. Что тут говорить?.. Но кроме этого, он был еще и очень интересным человеком. Со своими суждениями, неординарной и отличной от других точкой зрения. Он автор таких афоризмов, которые расходились на цитаты среди актерской братии. Ну, талантливый человек всегда интересен.

Я хочу сказать, что из нашей жизни ушел не только большой театральный артист, но и неординарная личность. Пусть земля ему будет пухом. Передаю глубокое соболезнование родным Леонида Сергеевича и театру «Ленком», который в последние годы был для него вторым домом, где его так любили и в котором он так процветал. 



Леонид Каневский, актер

– В 1967 году, когда Анатолий Васильевич Эфрос уходил из Театра Ленинского комсомола, он взял с собой десять актеров. В их числе был и я. Мы пришли в театр на Малую Бронную, где Леонид Сергеевич Броневой работал уже пять лет. Потом некоторые из нашей команды перешли в другие театры, а Броневой наоборот влился в нашу команду и впоследствии был занят почти во всех спектаклях Эфроса. В «Ромео и Джульетте» он играл Капулетти, а я его слугу. Роль Броневого была, что называется, «на две реплики», а какая вырисовывалась могучая фигура… 

В «Женитьбе» он играл Яичницу, и это было так замечательно, что глаз не оторвать. Еще я играл с ним в спектакле «Сказки старого Арбата».

Об был тонкий, изящный артист, со своей неповторимой индивидуальностью – ни с кем не спутаешь. И при этом – «непослушный». У него всегда были свои предложения, и он настойчиво их высказывал. Если Леонид Сергеевич был категорически с чем-то не согласен, то мог и отказаться от роли, но это вовсе не потому, что он капризен. Просто очень ответственно подходил к работе.

После «Семнадцати мгновений весны», когда о его Мюллере узнала вся страна, Леонид Сергеевич с достоинством нес бремя популярного артиста. Но при этом – ни капли звездности. Очень внимательный, пунктуальный человек, большой профессионал, каких всегда мало…



Юлия Рутберг, актриса Театра им. Вахтангова

– Роли Леонида Броневого с детства были для меня чем-то особенным. Первая из них – это Мюллер в картине «Семнадцать мгновений весны». Невероятная, виртуозная работа. И дело даже не в теме войны, так глубоко трогающей каждого, а в том, что делал в этом фильме Броневой. В его роли было все – вопросы философии, культуры, образования, человеческой судьбы… Проблема выбора.


Его Дорна в спектакле «Чайка» я вообще считаю самой невероятной чеховской работой. Конечно, рядом с Броневым работали потрясающие артисты, но он, что называется, задавал атмосферу спектакля. Есть такой артист, которого ждешь. Вот в «Чайке» таким камертоном был Леонид Сергеевич. Кроме этого, он был и потрясающим музыкальным артистом. Что он творил у Козакова! В актерской профессии не так много людей, способных виртуозно работать в столь разных жанрах.

Удивительная судьба – на мой взгляд, не очень состоявшаяся, потому что он мог гораздо больше. Долгожитель, заставший несколько грандиозных перемен в российском государстве. Думаю, эта жизнь не была простой.

Никогда не была знакома с ним лично; говорят, у него был тяжелый характер. Вполне возможно. Но он был блистательный, выдающийся артист. И потом, он был невероятно умен. Эта его черта проявляла себя и в кино и на сцене. Безмерно жаль – уходит поколение больших артистов… Светлая память и огромная благодарность. 

Автор
Виктор Борзенко, Татьяна Петренко, Анна Тимина | Фото: кадры из фильмов, Анатолий Морковкин
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе