Обжигающая «Есения»

Рыбинский драматический театр завершает премьерой спектакля «Есения».
И хотя нам сразу вспоминается одноименный мексиканский фильм, на сцене действие разворачивается не в Латинской Америке, а в дремучей русской тайге. В центре сюжета пьесы известного драматурга Андрея Иванова – одинокая женщина, хозяйка придорожного кафе. Есения (этим именем ее назвали в честь той самой героини фильма) мечтает о любви, и в один прекрасный день за ее сердце начинают бороться сразу два кавалера, причем один из них – с ружьем.

Творческая встреча

- Идея поставить «Есению» возникла не случайно, — говорит директор РДТ Ирина Петрова. — Это было одно из предложений молодого московского режиссера Константина Демидова, выигравшего конкурс Гильдии театральных режиссеров на право постановки спектакля в одном из театров страны. Учреждения культуры также боролись между собой за это право, и в результате наш театр одержал победу.
Константин предложил достаточно много драматургических произведений, в том числе и детских, но нам показалось, что «Есения» — это то, чего на нашей сцене еще не было. Здесь и костюмами, и сценографией, и музыкальным оформлением занимается сам режиссер, — отметила Ирина Петрова.
Актерам — Наталье Левиной, Николаю Шишигину и Юрию Задиранову — предстоит не просто очертить перед зрителем любовный треугольник, но и рассказать историю встречи человека с самим собой.
- Мы живем в мире одиноких людей, при этом каждый человек ищет в нем свою любовь. Если ему повезет, и он ее находит, то возникает вопрос – что же дальше? Вот над этим мы и размышляем, — заинтриговал Юрий Задиранов.

Разбор полетов

Ждать, что из этого получится, осталось недолго – премьера спектакля состоится 25 июня. А пока мы решили поближе познакомиться с московским гостем Константином Демидовым.

- Константин, актеры в восторге от работы с вами, говорят, что у вас нестандартный подход – во время репетиции вы берете в руки камеру и буквально преследуете их, стараясь запечатлеть эмоции…

- Честно говоря, даже не знал, что они так реагируют.

- Ну это же в положительном смысле.

- Дело в том, что у меня такая, как бы это сказать, полифония в любви – я люблю и театр, и кино. Еще со студенческого возраста брал напрокат камеру, снимал сюжеты. Впоследствии, попав на телевидение, я довольно лихо монтировал ролики.
Но это вовсе не является какой-то продуманной технологией работы с артистами. Просто снимаю то, что мне интересно. У меня уже есть несколько документальных фильмов, и может быть, на сей раз тоже получится рассказ о том, как в Рыбинске мы с актерами делали «Есению». Помимо репетиций, снимаю и свои прогулки по городу. Запоминается набережная Волги. Я сам вырос в городе, который, как принято считать, стоит на Оке, но до реки от него далеко…

- Какой вы хотите увидеть свою «Есению»?

- Можно было представить «Есению» как легкую лирическую комедию – здесь есть для этого все предпосылки. Но почему-то меня она заинтересовала в другом ключе. Может быть, потому, что я сам бывал в тайге, и мне удалось немного ощутить ту энергию, масштаб. Помимо того, что действие происходит в таком месте, Андрей Иванов описывает героиню как очень неординарную личность, с  интересным чувством юмора, непростой судьбой, сложными взаимоотношениями с людьми. Это серьезная, глубокая, эмоциональная история.
В работе мы сосредоточились на сложном клубке трех персонажей. Он очень плотный, но мы с актерами его дотошно распутали, и история получается довольно энергичная.

- Вполне оправданно, что к главной героине приковано всеобщее внимание. Интересно, этой женщине, которая много лет одна, вообще нужен кто-то или же ее вполне устраивает положение, в котором она находится. Если да, то хотелось бы понять, что делать дальше с этим новым чувством, которое может принести как радость, так и, наоборот, разрушить удобный заведенный порядок вещей?

- Но ведь это самый интересный момент. Я хочу, чтобы зритель сделал свои выводы сам, так как финал открытый.
В жизни каждый из нас либо принимает судьбоносные решения, либо, наоборот, плывет по течению, не замечая, что рядом есть человек, который, может быть, ждет от вас первый шаг. Может быть, кто-то после спектакля оглянется вокруг и увидит что-то в своей жизни в новом свете.

- Чем лично вам близок драматург Андрей Иванов?

- Даже не знаю. Мне как режиссеру его пьесы близки тем, что актерам в них всегда есть что играть. Я с ним лично не знаком, только один раз общался по телефону, но если представится случай, обязательно поинтересуюсь, есть ли у него актерское образование. Если нет, то это поразительно. Потому что только человек, знающий театр с точки зрения артиста, может писать такие пьесы.

- Чем вы руководствуетесь при выборе пьесы?

- Как нам в свое время говорил Леонид Ефимович Хейфец, не ставьте пьесы, которые вас не обжигают. Так вот, в моем режиссерском портфеле только то, что обжигает меня, то, что я чувствую и понимаю. Там есть и Чехов, и Горин, и Шварц, и Макдонах, и Шиммельпфенниг. Есть пьесы, которые нужно делать очень реально, приближенно к жизни, узнаваемо зрителем, есть и другие, которые ставятся при помощи современных технологий
3D-меппинга (видеопроекции – прим. ред.) и так далее.

- Как думаете, что полезного вы вынесете из своего опыта работы в РДТ?

- Наверное, прежде всего еще раз предстоит убедиться в силе режиссерского разбора. Это опять-таки школа Хейфеца. В нашем случае именно благодаря анализу Юрий Задиранов, которому изначально пьеса не понравилась, поменял свое отношение к ней. Этому предшествовали два дотошнейших разбора. Актерам это действительно необходимо, ведь вместе с режиссером они должны проживать жизнь героев, а не воплощать на сцене безликие картинки.


Автор
АЛЕКСАНДРА БЕЛОВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе