Охотники за типажами

Молодежный фестиваль «Будущее театральной России», проходивший в Ярославле с 19 по 25 апреля, – это еще и биржа труда. Он открывает перед выпускниками театральных школ перспективы трудоустройства, а руководителям театров дает возможность пополнить труппы талантливыми актерами.

Репертуар с квартирным вопросом  

– Я вспоминаю начало этого фестиваля – он проходил тогда в Курске в 1994 году и назывался просто «Будущее России», – рассказывает руководитель литературно-драматической части Тверского ТЮЗа Екатерина Малышева. – Тогда нас приехало 54 купца, так мы себя называем, и вот мы гонялись за студентами! 

Среди руководителей театров была просто битва за выпускников. Перекупали их как могли: кто-то сулил квартиру вместо комнаты в общежитии, кто-то обещал больше денег.

– Помню в Ригу тогда увезли такого красавца! Потрясающий мальчик, герой. Он был похож одновременно и на Блока, и на Маяковского. Когда вышел на сцену – я прямо в кресло вросла, – улыбается Малышева.

С тех пор, по ее словам, мало что изменилось. У фестиваля были не лучшие времена, и в новом виде он возродился лишь в прошлом году в Ярославле. Купцов стало меньше. В этом году на «БТР» их приехало не более 20. Хорошие роли, жилье, достойная оплата труда – вот то, чем могут они заманить актера в свою труппу.

Сама Екатерина Геннадьевна гарантирует приезжему актеру комнату в общежитии и начальную ставку в 5 тысяч рублей. Правда, она будет расти – в зависимости от занятости.

– Так сложилось, что у нас в театре в основном ярославская школа, надо бы разбавить. Беседовали с ребятами из Саратова, Нижнего Новгорода. У нас всего три ставки, но предложения можно делать кому угодно и потом вести переговоры, – рассказывает Малышева.

В Краснодаре денег чуть больше. 

– Восемь тысяч рублей оклада плюс две-три тысячи – коэффициент трудового участия и помощь со съемом квартиры, – откровенничает директор Краснодарского академического драматического театра имени Горького Татьяна Кривошеева.

Конечно, повыше будут ставки в столице или в том же Нижнем Новгороде, Екатеринбурге. Но ненамного. К тому же у молодых и талантливых столица на первом месте.

В Москву, в Москву!

Татьяна Кривошеева побеседовала со многими ребятами, но сразу свое решение они не озвучивают.

– Я вижу, что многие из них стремятся в столицу, – сожалеет она. – И с педагогами общалась, они то же самое говорят. Так что больших надежд на то, что те ребята согласятся приехать к нам, не возлагаю. Мне очень понравились выпускники ЯГТИ с курса Александра Кузина. Их мастер-класс, спектакли. Взяла бы их всех. Но они к нам не поедут.

Москва – это то, что делает формулу «роли, деньги, жилье» абсолютно успешной. Это подтверждает и Екатерина Малышева. Она вообще не против того, чтобы молодые актеры воспринимали работу в ее тверском театре как трамплин для профессионального роста. Тем более что в двух часах езды от Твери находится… Москва.

– Актеры вкусят прелести настоящей профессиональной сцены и могут спокойно пробоваться в столице, если желают, – говорит она. – Я, наоборот, радуюсь за них – это их судьба, их рост. Может, они когда-то станут известными, и мы будем гордиться тем, что они у нас начинали.

Мы вас не ждали

– Идти нужно туда, где ждут, – уверен актер Волковского театра Илья Варанкин. – Одно дело, когда на тебя делает ставки руководство театра и ты получаешь множество интересных ролей, и другое, когда сам напросился – тебя держат в стороне. Роль «принеси-подай» чаще как раз и светит тем, кто стремится в столицу.

Илья – вчерашний «бэтээровец». Закончил Екатеринбургский государственный театральный институт. В прошлом году показался в Ярославле в спектакле «Кукушата», произведшем фурор. Варанкин еще не успел переодеться после спектакля и смыть грим, как на него посыпались предложения.

– Я, если честно, почувствовал себя звездой, – смеется Илья. – Меня звали в несколько театров в разные города. Но я выбрал Волковский. По-моему, театр сейчас находится на стадии возрождения и его ждет прекрасное будущее.

Овладевший профессией, между прочим, с красным дипломом, Варанкин сразу согласился на предложение директора Волковского и отмел все другие. В столицу даже не стремился.

– Как мудро говорил мой мастер, в Москву ехать только за тем, чтобы пороги обивать, – говорит актер. – Там сразу спрашивают: есть прописка московская? Если нет, тебя даже слушать не станут. Ну, или послушают, но шансов очень мало. У главных театров есть свои школы-студии, и режиссеры отсматривают своих выпускников. Да и то не всех берут.

Мосфильму требуются лица

Среди руководителей театров на фестивале была и представитель Мосфильма, начальник актерского отдела Ирина КОККИНИДИ.

– Ирина Евангельевна, зачем вы приехали на фестиваль?

– Моя задача – найти новые лица для кино, сериалов, телевизионных проектов. Требуется молодежь, новые имена.

– То есть здесь вы можете сразу отобрать актеров и предложить им работу?

– Я знакомлюсь с ребятами, оставляю им наши координаты. Потом они, если захотят с нами работать, пришлют свои данные, фотографии, и мы заведем на них актерские карты. Когда потребуется подобный типаж, актера пригласят. Но если мне человек покажется очень интересным, то я сама и сфотографирую, и приглашу приехать. У меня есть свои задачи. Сейчас в производстве несколько картин, которые требуют определенных лиц.

– Каких, если не секрет?

– Я не обладаю правами рассказывать о картинах и сюжетах, но как человек, к которому обращаются ассистенты режиссера по тому или иному проекту, могу сказать: требуются, например, актеры восточной внешности. Для серьезной исторической, костюмированной картины. Вообще-то нужны монгольские лица, но их нет – мой ассистент даже ездил в Монголию, не нашел.

– Понятно, что монгольские лица – это все-таки явление специфическое. А в целом какие типажи сегодня востребованы?

– Всегда нужен талант. И индивидуальность. А сейчас очень трудно найти индивидуальность. Много похожих девочек. Все хотят быть красивыми и сексуальными – это диктует мода. Они открывают глянцевые журналы и стремятся быть похожими на представленных в них красоток.

– А жемчужины встречаются?

– Конечно. Например, видишь вроде обычную девочку – маленькая, даже невзрачная, а в спектакле раскрывается как прекрасный цветок. Я была свидетелем такого во ВГИКе. Считаю, что это очень талантливая девочка. Вот только как сложится ее актерская судьба? Повезет ли ей – будет интересное предложение, или она снимется в каком-то сериале, и серьезный режиссер уже не пригласит ее в свою картину.

– А бывает и такое?

– Режиссеры очень разные. Одному все равно, а другой никогда не захочет взять в кино лицо, которое вчера кривлялось в каком-то сериале. Были у нас такие случаи.

– А как обстоят дела с мужчинами в кино?

– Ой, с ними вообще очень сложно. Сейчас в основном такие мужчины-мальчики. Очень мало людей, в которых было бы настоящее мужское начало, как, например, в Василии Шукшине. Не найти и таких интеллигентных, утонченных, как Олег Даль.

– В чем причина, на ваш взгляд?

– Может, педагоги на курсы таких набирают. А, может, просто время такое. Конечно, есть и другие – настоящие мужчины, но их мало. А что делать? Если земля рождает таких мальчиков, то их и будут снимать – преимущественно в сериалах. Но жизнь идет, время меняется, и я уверена, что постепенно хорошее кино будет возрождаться. Уже есть тенденция к тому, что сериалов снимают меньше. Их время не вечно. 


Екатерина АБРАМОВА

"Ярославский Регион"
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе