Онегин-клаб

Театр балета Бориса Эйфмана показал "Онегина" 

Санкт-Петербургский театр одного автора живет парадоксально. С одной стороны, его преданно не любят балетные критики. С другой, он собирает полные залы от Москвы до самых до окраин и привозит ворох положительных рецензий из-за бугра - из Америки. Впервые показанный в столице "Онегин" точно вписывается в уже сложившиеся правила игры.

Главный русский роман хореограф безбожно расчленяет. Немного Чайковского, немного "ум-ца-ца" самого дешевого свойства. Онегин в костюме бордо наделен трудоемким танцем "про духовное" с порывистыми прыжками и заломленными дланями. Вся в белом Татьяна танцует про то же, только еще трепетнее. Обоим снятся кошмарные сны, где их мучит одетый в лохмотья кордебалет, то есть страшные видения. Героям, понятно, противостоит затянутое в черное трико бездуховное человечество во главе со счастливым мужем Генералом, крутым мэном из стрип-клуба. С ними Эйфман управляется много лучше: толпа с примитивным агрессивным танцем - это его конек. Выстроенные во фронтальные линии, они заливают сцену дискотечным плясом в два прихлопа три притопа, но делают это с такой самоотдачей, что сравнение с подтанцовкой какого-нибудь Филиппа Киркорова выигрывают вчистую. Профи как-никак. Эту бы энергию да в художественных целях!
Образцово-показательно сделана сцена дуэли. Примерно в одно время появились "Весна священная" Мориса Бежара (1959) и "Вестсайдская история" Джерома Роббинса (1961), где противоборствующие банды сбегаются в кучу и выталкивают пару дерущихся, как огонь из вулкана. Здесь все точно скопировано, и толпа, заведенная мордобоем благородных дуэлянтов, изрыгает Онегина и Ленского на вершину. Бонусом идут темная сцена, зловещие металлоконструкции в сценографии и клубы дыма, непременные в любом попсовом опусе.

Ком вопросов после "Онегина" из культурной столицы звучит риторически. Нужен ли балету китч; нужен ли китчу хороший вкус; обязательно ли паковать в китч главный русский роман? Кто-то хочет по-новому прочесть оригинал, а кто-то - посмотреть комикс по мотивам, и по части "вольному воля" вопросов нет. Напрягает претензия, ибо Театр Бориса Эйфмана всерьез уверен, что предлагает новое прочтение. И сидят в зале офисные работницы, что в детстве роман не дочитали, хлопают глазками, кушают. И нет им никакого дела до большой разницы: можно ведь перечесть "Онегина", как это сделал в опере Дмитрий Черняков, купаясь в актуальных во все времена психологических нюансах. А можно вот так - жирно, попсово, пригоршней. Из усадьбы в стрип-клуб, из героя в карикатуру. Ну очень на любителя.

Лидия Ночнева

Итоги.RU
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе