Напомним, в ноябре 2021 года Константин Хабенский, месяцем ранее ставший худруком МХТ, сообщил, что юбилейный 125-й сезон театр откроет премьерой Богомолова «Оптимистическая трагедия». «Это будет не просто очередная постановка, а наша акция — как дань уважения, любви, преданности делу Олега Павловича <Табакова>», — добавил Хабенский. Хотя сезон 2022-2023 МХТ откроет в сентябре другими спектаклями, «Новая оптимистическая трагедия» станет первой премьерой Основной сцены.
Напомним, что в последние годы режиссёр всё чаще обращается к советской драматургии — как поздней (Алексей Арбузов, Леонид Зорин), так и сравнительно ранней (Михаил Булгаков, Виктор Гусев). При этом во втором случае речь идёт о пьесах 1930-х годов — давно интересующем Богомолова периоде. К этому времени относится и «Оптимистическая трагедия» Всеволода Вишневского. Однако в версии Богомолова к названию пьесы, ставшей отправной точкой для создания спектакля, прибавилось слово «новая». Постановка станет не столько адаптацией советской классики, сколько авторским её переосмыслением. В этой трагикомедии (так обозначен жанр), написанной самим режиссёром, действие происходит в современной России, а герои и коллизии в значительной мере изменены. В строке, указывающей авторство, на сайте МХТ написано: «Сочинение Константина Богомолова по мотивам пьесы Всеволода Вишневского».
В июле «Русский пионер» опубликовал две первые сцены пьесы Богомолова, озаглавленные «Отчаяние» и «Надежда» соответственно. Из них следует, что вместо экипажа военного корабля из пьесы Вишневского в «Новой оптимистической трагедии» появится театральная труппа. После смерти прежнего руководителя театра коллектив возглавит женщина-офицер — новому Комиссару, как и героине Вишневского, предстоит заниматься пропагандой «линии партии» в коллективе, переформированием его в патриотически настроенный и, вероятно, выявлением скрытых «врагов» — представителей ЛГБТ-сообщества, о которых много говорится во второй сцене. «На режиссёра училась, — говорит персонаж, названный Идеологом. — Блистательная. Талантливая. А когда четвёртый курс накатил — внезапно всё бросила и ушла. И куда б вы думали? <…> Ушла на фронт. Год воевала. А потом вернулась и поступила к вам. <…> В Академию ФСБ. Ходит в храм ко мне по старой дружбе. Постоянно ходит. Умна. Благочестива. Глубока. Я вот подумал. А что, если её — туда?». При этом центральной темой обеих сцен — и, вероятно, пьесы в целом — оказываются взаимоотношения искусства с властью, политикой и пропагандой. В частности, Генерал объясняет Министру, что «идеям нужна форма, как боезаряду — ракета-носитель»: «Нацисты создали идеологию и эстетику. Идеология мертва — а эстетика осталась. И именно эстетика нацизма сохраняет энергию через десятилетия. Точёные линии формы, графика символов, красота архитектуры. <…> А нам очень нужно наше искусство. Именно наше. Современное по форме, прорывное. <…> Надо готовить людей. Тех людей, что поведут в будущее нашу культуру. Тех, что не идеи будут придумывать, а форму. Потому что идеи у нас есть. Ясные и простые. Доступные и понятные людям. Но нет формы!».
На странице спектакля на сайте МХТ пока нет распределения ролей, однако перечислены артисты, которые будут заняты в постановке. Участниками «Новой оптимистической трагедии» станут Павел Ващилин, Игорь Верник, Ольга Воронина, Надежда Калеганова, Игорь Миркурбанов, Евгений Перевалов, Александр Семчев, Артём Соколов, Данил Стеклов, Валерий Трошин, Кирилл Трубецкой и Мария Фомина. Все они, за исключением Ворониной и Трошина, — в большей или меньшей степени «актёры Богомолова», работавшие с ним в МХТ, а нередко и в других театрах.
В постановочной команде «Новой оптимистической трагедии» — постоянные соавторы Богомолова: художница Лариса Ломакина, художник по свету Иван Виноградов и автор музыкального оформления Валерий Васюков.