Память как проводник в вечность (РОЗОВФЕСТ 2020)

Спектакль Ярославского ТЮЗа «Василий Тёркин» (реж.Игорь Ларин) важен как память об историческом прошлом страны, тем более в год 75-летия Победы в Великой Отечественной Войне.

Самая мощная по энергетике сцена проходит под песню Владимира Высоцкого «Мы вращаем Землю». Опускается огромное красное полотно. Актеры закручивают его, потом отпускают и кажется, что перед нами живое пламя, Вечный огонь – память о подвиге народа. Но это и флаг, Знамя Победы. И, конечно, это неисчислимые человеческие потери. «Просто Землю вращают, куда захотят / Наши сменные роты на марше», - хрипит голос Высоцкого и по сцене маршируют десятки солдат. Эффект впечатляющий.

Перед началом спектакля в фойе песни о войне поет группа артистов ТЮЗа «Антракт». И музыка из фойе перетекает в спектакль, который буквально соткан из известных всем фронтовых и народных песен, сопровождающихся пляской, маршем, подсвистами. Артисты исполняют «Яблочко», «Три танкиста», «Артиллеристы, Сталин дал приказ», «Барыня-сударыня» и многие другие шлягеры, знакомые каждому русскому человеку. Песни и пляски как отдушина, та немногая радость, которую бойцы могут позволить себе на войне…


Актёры в гимнастерках подпоясаны ремнями с бляхами; по струнке брюки галифе, на головах – пилотки. Во время привала бойцы накрываются шинелями (художник по костюмам Оксана Богданович).

По бокам сцены вместо привычных театральных кулис висят маскировочные сети. Лежат вещмешки, боевые припасы, дымится труба полевой кухни, и повар деловито раздаёт солдатам кашу (сценография Игоря Ларина). Задор и весёлость бойцов придают военному походу живость, радость. Тёплый свет наполняет сцену. Сцены боевых действий минимизированы, как и в самой поэме Твардовского.

Василий Тёркин – собирательный персонаж русского солдата. Он обычный человек, «просто парень сам собой», но именно поэтому он – идеал бойца. В спектакле все 14 актёров по очереди исполняют роль Василия Тёркина (наиболее яркие образы: Иван Поздняков, Сергей Атрощенко, Сергей Рядовкин, Андрей Виноградов). Все они харизматичные и удалые молодые бойцы. Солдаты в шутку выдают себя за Тёркина, всякий хочет им быть. Наперебой привлекая к себе внимание сослуживцев, каждый горделиво выходит в центр сцены показать себя: рассказывает что-то, пляшет или играет на гармони.


На протяжении всего спектакля на белом заднике-экране проецируются фотографии и хроника военных лет. На чёрно-белых фотографиях всегда ярче эмоции, характеры людей. Зритель видит навсегда застывшее время. Контраст монохромного видеоряда и яркой сцены порождает образ прошлого, которое способно приобрести краски в нашем сознании. И перед нами – ожившая история, ожившие герои.

Прежде всего постановка рассчитана на школьников, так как знакомит молодых зрителей с программной поэмой Александра Твардовского. И на самом деле, зрительный зал составляют дети. Несмотря на военные сцены, спектакль получился светлым. Это свет надежды, веры. Это и связывает его с «Розовским фестивалем».

Автор
Таисия Галыгина (ГИТИС, театроведческий факультет)
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе