Пепел и алмаз «Таганки»

Легендарному театру 50 лет

Театр на Таганке готовится отпраздновать многострадальный юбилей. Почему многострадальный? Да потому, что редко какая дата в театральной истории была отмечена таким длинным шлейфом публичных и закулисных скандалов, таким отрицанием необходимости праздника, такой конфликтной подготовкой к нему, как 50-летие Театра на Таганке.

Сцена из спектакля «Десять дней, которые потрясли мир». 1965 год

Первое и главное. Сегодня «Таганка» — авторский театр без автора. Юрий Любимов, о чем уже тысячу раз писано, покинул труппу после очередного конфликта, снял свои спектакли с афиши, осиротил легенду и, в общем, обессмыслил юбилей.

Второе. На славе «Таганки» выросло сегодняшнее поколение руководителей государства, и кто-то из серьезных начальников вопреки всему решил: юбилею быть! А значит, быть бюджету. И его спустили. Немалый. Раз дали — надо оправдывать. Как именно оправдали — опрос постпраздничных разборов.

Третье. В театр еще осенью 2013-го внедрили компанию молодых, так называемую «группу юбилейного года», призванную посмотреть на легенду «жадными очами» сегодняшнего дня, стряхнуть с нее пыль, осознать толщу и нюансы истории. Вот она-то, как ни странно, и возглавила процесс дискредитации юбилея, существенно сгустив напряжение за кулисами в канун праздника. Выпускники Школы театрального лидера, придя на зарплату в театр, не сумели создать ни одного события, достойного повода. Не хватило дерзости и таланта, да, похоже, и образования. Роль сыграли не только общая постановочная слабость и неопытность, но еще и фон, на котором происходили попытки (все-таки еще многое множество людей помнят лучшие времена «Таганки», понимают ее роль в театре ХХ века).

По поводу ближайшего будущего Театра на Таганке в атмосфере долгие предъюбилейные месяцы носилось множество планов. И все они, так или иначе, укладывались в сладкое слово «ребрендинг». К ослабевшему, измотанному бесконечной сварой и расколом внутри труппы театру хищно приглядывались и приглядываются самые разные персоны закулисного влияния. Для некоторых околотеатральных людей и культурных чиновников «Таганка» сегодня — что-то вроде Крыма. Создать фестивальный центр «на базе» театра — одно из давних намерений. В самом деле, в Москве несколько постоянных театральных форумов — Чеховский фестиваль, «Сезон Станиславского», NET и прочие. И всем необходима стационарная сцена, а не скитания по арендованным помещениям. Шли разговоры о необходимости строительства, о необходимости расширения — еще при Любимове собирались осуществить проект нового здания театрального центра.

Но «Таганка» как театр-новатор, как театр-политик, воспитатель страны и проводник перемен, как ученый-алхимик, умевший создавать в своей революционной лаборатории грандиозных артистов и незабываемые спектакли, к сожалению, давно перестала существовать. Ее испепелило время: невозможность выступать в прежней роли, несчастливые обстоятельства. И, возможно, полувековой юбилей — правильный повод опустить занавес, сказав над пеплом легенды слова благодарности.

Важно сегодня, через полвека, понять, почему никто в российском театре не воспринял уроков «Таганки»: никто не рискнул взять на себя ее революционную роль, заново написав слова и осознав обстоятельства? Эстафету не передали и не приняли. Наша благодарность за отвагу, художественную и гражданскую, есть благодарность за единственность.

А значит, остается помнить. Гений Высоцкого. Гений Боровского. Гений Любимова. Кстати, Юрия Петровича столица и мир 23 апреля, в день юбилея, будут чтить в Театре имени Вахтангова. А на сцене самой «Таганки» сегодняшним эхом великому голосу Владимира Высоцкого прозвучит голос Юрия Шевчука: участие ДДТ в спектакле «Таганский фронт» — подарок к пятидесятилетию.

Марина Токаревв

Новая газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе